Как уже сообщало ИА DAILYSTROY, закон "О реструктуризации строительных организаций" будет одобрен до нового года. Такое заявление сегодня, 4 декабря, сделал Председатель Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы, глава рабочей группы по урегулированию ситуации с обманутыми дольщиками, один из авторов законопроекта Анатолий Кучерена.

В Рабочей группе специально для ИА DAILYSTROY предоставили текст законопроекта "О реструктуризации строительных организаций".

Проект федерального закона "О реструктуризации строительных организаций в Российской Федерации" подготовлен в целях обеспечения прав граждан, установленных статьей 40 Конституции Российской Федерации.

Законопроект устанавливает порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации строительных организаций, правовые, финансово-экономические и организационные основы функционирования системы добровольного страхования взносов участников долевого строительства в Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по реструктуризации строительных организаций и обеспечению бесперебойного функционирования защиты прав участников долевого строительства в рамках системы добровольного страхованию вкладов участников долевого строительства (Агентство по реструктуризации строительных организаций, далее также - Агентство).

Кроме того, законопроект устанавливает порядок выплаты возмещения участникам долевого строительства по денежным средствам, привлеченным для долевого строительства строительными организациями, в отношении которых наступил страховой случай, регулирует отношения между Агентством, строительными организациями, Финансовым агентом государства по обеспечению реструктуризации строительных организаций и функционированию системы добровольного страхованию вкладов участников долевого строительства (далее - Финансовый агент), а равно органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по реструктуризации строительных организаций и добровольному страхованию взносов участников долевого строительства.

Необходимость принятия законопроекта обусловлена следующими причинами. Большое количество граждан и юридических лиц вкладывают средства в строительство, в первую очередь, многоквартирных жилых домов с целью последующего приобретения квартир в собственность, но их права нередко нарушались. Внесенные гражданами средства на строительство одного дома могут направляться застройщиками на строительство других домов, в результате меняются объекты обязательств и нарушаются сроки их выполнения. Иногда после окончания строительства вместо передачи квартир гражданам застройщики возвращают им использованные средства, внесенные на ранних стадиях строительства, а квартиры реализуются третьим лицам по более высоким ценам. Возникали также случаи передачи прав на одну квартиру одновременно нескольким гражданам (так называемые "двойные" и "тройные" продажи).

Нередко с целью приобретения строящихся жилых помещений гражданам предлагается заключать несколько договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом и другими правовыми актами, например: договоры подряда, купли-продажи, займа, простого товарищества, а также "о совместной деятельности", "инвестиционный договор", "о долевом инвестировании", "долевого строительства", "об уступке прав требований" и др.

С другой стороны, необходимо учитывать, что строительный комплекс является важнейшим элементом национальной экономики. От эффективного функционирования строительных организаций зависит работа предприятий таких смежных отраслей как производство строительных материалов и изделий, металлообработка, коммунальное хозяйство, транспорт, связь и другие. Нормальное функционирование строительного комплекса дополнительно создает в среднем одно рабочее место на каждые 10-15 квадратных метров общей площади вводимого жилья. Кроме того, ввод в действие жилья является важнейшей социальной задачей.

Вместе с тем строительная отрасль имеет ряд специфических особенностей. Самая важная из них заключается в том, что готовая строительная продукция (жилье) реализуется после ее ввода в эксплуатацию. Период ввода жилья от начала проектных работ и строительства отделен на 1,5-2 года, а в некоторых случаях - до 5 лет. Указанные обстоятельства повышают риск несостоятельности субъектов отрасли - строительных организаций.

Таким образом, имеются следующие проблемы, которые препятствуют эффективному развитию рыночной системы строительной деятельности. Недостаточно четко определенны гарантии обеспечения имущественных прав граждан, выступающих субъектами долевого участия в строительстве жилья (так называемых дольщиков, соинвесторов). Нет гарантий возврата кредитов при осуществлении жилищного кредитования населения. Слабо развита правовая база, регулирующая деятельность различных участников рынка строительной деятельности, включая деятельность строительных организаций и их взаимоотношения с дольщиками и др.

Указанные выше обстоятельства ведут к повышению социальной напряженности в обществе, формированию у граждан чувства незащищенности со стороны государства, одновременно выступают существенным фактором нестабильности, влияющим на развитие банковской системы Российской Федерации, так как сегмент ипотечного кредитования выступая одним из наиболее динамично развивающихся элементов современной банковской инфраструктуры, там не менее наиболее зависим (незащищен) от рисков, вызываемых нарушениями имущественных прав различных участников рынка строительной деятельности.

Все вышеназванное с одной стороны сдерживает активность градостроительной деятельности и решения жилищной проблемы, выступает существенным приводным механизмом галопирующего роста цен на жилье, вызывая дополнительной социальное напряжение в обществе, с другой - сдерживает активность банков в сфере долгосрочного жилищного ипотечного кредитования и кредитования капитального строительства в целом.

Формирование развитой, отвечающей потребностям современного российского общества системы жилищного строительства, предполагает обеспечение всесторонней защиты прав и интересов субъектов указанных отношений, и в первую очередь граждан. Реализация этой задачи представляется возможной путем формирования, на первом этапе, механизма нормативно-правового регулирования процедуры реорганизации строительных организаций в целях максимального гарантирования имущественных прав субъектов долевого участия в строительстве, а на втором этапе - системы резервирования (страхования) взносов участников долевого строительства в порядке, предусмотренном настоящем законопроектом.

В законопроекте четко закреплен порядок, основания и условия осуществления мероприятий по реструктуризации строительных организаций. При этом законопроект устанавливает механизм реструктуризация строительной организации как комплекс мер, применяемых к строительным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации строительных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации с одновременным обеспечением реализации соответствующих имущественных права граждан, выступающих субъектами долевого участия в строительстве жилья.

Также законопроект предусматривает формирование в целях осуществления мероприятий по реструктуризации строительных организаций института специального финансового агента (путем передачи таких функций крупной государственной кредитной организации) призванного обеспечить выполнение реструктуризируемой строительной организацией полного объема ее обязательств перед третьими лицами (в том числе гражданами - дольщиками). Статус такого финансового агента, его функции и полномочия определены законопроектом. Кроме того, для управления активами реорганизуемых строительных организаций предполагается создание Агентство по реструктуризации строительных организаций в форме государственной корпорации. В законопроекте исчерпывающим образом установлен правовой статус указанного Агентства.

Кроме того, законопроектом предусмотрен строго ограниченный перечень процедур, применяемых к строительным организациям в соответствии с законопроектом в процессе обследования и реструктуризации строительной организации. Законопроект содержит четкое описание механизма обеспечения финансовой устойчивости строительных организаций после их перехода под управление Агентства и механизма обеспечения всех обязательств перед третьими лицами в денежной или имущественной (построенными площадями) формах. При этом предлагаемый законопроект закрепляет принцип прозрачности процедуры реструктуризации строительных организаций, который обеспечивается, в первую очередь, предоставлением гражданам информации о деятельности строительных организаций, перешедших под управление, объем которой указан в законе. При разработке законопроект учтен опыт формирования государственных структур управления жилищным строительством и реструктуризации социально значимых субъектов строительной сферы ряда зарубежных государств, в том числе учтены новации законодательства указанных государств, принимавшегося в периоды структурного реформирования национальных экономик.

Законопроект "О реструктуризации строительных организаций в Российской Федерации" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, за исключением имущественного взноса Российской Федерации; не затрагивает вопросов налогообложения и изменения финансовых обязательств государства.

Полный текст законопроекта и более подробная информация опубликованы на сайте ИА DAILYSTROY.