Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's изменило прогноз по рейтингам правительства Грузии с "Позитивного" на "Стабильный" в связи с усилением геополитического риска, - говорится в официальном сообщении Standard & Poor's. В то же время долгосрочный и краткосрочный суверенные рейтинги Грузии были подтверждены на уровне "В+/В".

Изменение прогноза на "Стабильный" отражает точку зрения Standard & Poor 's относительно того, что геополитические риски в регионе значительно усилились, а это может сдержать улучшение показателей внешней ликвидности, настроений инвесторов и темпов экономического роста. Эти риски частично сбалансированы все еще высокими экономическими перспективами, поддержанными быстрым реформированием экономики, продолжающейся взвешенной налогово-бюджетной политикой и расширением рыночно ориентированной экономической структуры, - поясняется в сообщении.

Достаточно успешные усилия Грузии по увеличению доходов правительства будут способствовать поддержанию умеренного дефицита бюджета: по оценкам, на уровне 2,6% от ВВП в 2007 г., с прогнозируемым уменьшением до 2,2% в 2008 г. и 2,0% в 2009 году. Высокий рост ВВП и успехи в сфере приватизации будут способствовать сокращению чистого внешнего долга до, как ожидается, 20% от ВВП в 2007 г., с дальнейшим улучшением этого показателя до 16% в 2008 году. Для сравнения: в 2003 г. данный показатель составил 57% (до решения, которое было достигнуто на последнем раунде Парижского клуба - об облегчении долгового бремени); в 2006 г. средний показатель для стран с рейтингом "В" - 44%.

Уровень рейтингов ограничен геополитическим риском, относительно высокой инфляцией, сравнительно неразвитым финансовым сектором и узостью экономической структуры. Слабые показатели внешней ликвидности усугубляются обострением отношений с Россией, традиционно ключевым торговым партнером Грузии - они неблагоприятны по сравнению с другими странами с аналогичным рейтингом. Одностороннее торговое эмбарго со стороны России в отношении Грузии, введенное в октябре 2006 г., объявленное увеличение цен на газ, поставляемый российской государственной компанией ОАО "Газпром", с января 2007 г. будут способствовать увеличению дефицита по счету текущих операций до, как ожидается, примерно 15% в 2007 г. с около 11% в 2006 г. и 8,8% в 2005 году. Потребности в чистом внешнем финансировании (выплаты по счету текущих операций и краткосрочные долговые платежи), оцениваются на уровне 121% от объема поступлений по счету текущих операций и доступных к использованию резервов в 2006 г.; для сравнения: для стран группы "В" в среднем этот показатель составит 108%.

Денежно-кредитные показатели также невысоки; как ожидается, уровень инфляции поднимется до 8,5% в 2006 г. - вслед за расширением внутреннего кредитования и значительным притоком капитала. Центральный банк Грузии находится в процессе разработки инструментария денежно-кредитной политики, однако эффективность этого процесса ограничена ценовым давлением, отчасти вследствие относительной неразвитости финансового сектора и рынков. Уровень рейтингов также ограничивается низким уровнем экономического развития, что лишь отчасти сбалансируется хорошими перспективами роста. Оцениваемый в $1 700 в 2006 г., ВВП на душу населения в Грузии низок. Продвижение вперед зависит от продолжающихся успехов страны в повышении рыночной ориентированности ее институциональной базы и улучшении бизнес-среды, уменьшении коррупции и укреплении правовой системы - все эти компоненты являются приоритетами стратегии правительства. В самом деле, в 2006 г. Грузия была высоко оценена в международном рейтинге проведения процесса реформ, переместившись со 112 места на 37-е (согласно исследованию "Оценка среды ведения бизнеса"), что отражает последовательность, с которой правительство решает эти проблемы. Прогноз "Стабильный" отражает взвешенную налогово-бюджетную политику правительства страны и его успешный опыт реализации реформ и, в то же время, ожидаемое ухудшение внешнеэкономических показателей, усилившиеся геополитические риски и значительные потребности развития. Сложные отношения с Россией, одновременно с продолжающимся обострением внутренней ситуации в связи с положением в Абхазии и Южной Осетии, стремящихся обрести независимость, могут в дальнейшем ослабить внешнюю ликвидность Грузии, уменьшить доверие инвесторов и снизить темпы экономического развития. Успехи в управлении потенциальными рисками и их последствиями могут привести к пересмотру прогноза на позитивный и повышению текущего рейтинга, в частности, если они будут сопряжены с успехами в сфере институционального и инфраструктурного развития. Дальнейшее ухудшение внешнеэкономических и налогово-бюджетных показателей правительства или рост инфляции может оказать понижающее влияние на рейтинги, - говорится в сообщении Standard & Poor 's.

Министр финансов Грузии Алекси Алексишвили в беседе с журналистами отметил, что считает объективной оценку Standard & Poor's. В то же время он заявил, что "сохранение Грузией суверенных рейтингов на уровне "В+/В" на фоне ряда независимых от страны отрицательных внешних факторов, в частности, политического и экономического давления со стороны России, является адекватным отражением эффективных мероприятий, проводимых правительством для последующего развития страны". "Несмотря на экономический шок, вызванный санкциями со стороны России, рост ВВП в Грузии в 2007 году составит 7,5%. Политические решения России - имеется в виду ожидаемый рост цен на природный газ для Грузии, а также возможное усиление на нее экономического давления, не смогут помешать положительным тенденциям в экономическом развитии страны и курсу правительственных реформ", - заявил Алекси Алексишвили.