14 ноября на заседании правительства Москвы обсуждался вопрос реализации генплана города на ближайшие годы. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе правительства дублеров правительства Москвы, по словам мэра Москвы Юрия Лужкова, "генплан - это не беллетристика, а руководство к действию". Важной вехой в жизни Москвы стал 1998 год - в этот год утверждался нынешний генеральный план развития города. Осенью 1999 года материалы нового Генплана развития Москвы экспонировались в центре столицы на выставке в Манеже, которую посетили более 100 тыс москвичей и гостей столицы. Сегодня на плечи столичного правительства ложится весьма ответственная задача - с максимальной точностью предсказать нюансы развития Москвы по всем направлениям на десятилетия вперед и отразить их в новом генплане, до 2025 года, подчеркнул Лужков.

Как отметил в своем докладе председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин, в настоящее время генплан Москвы по многим статьям реализуется успешно; особенно бурно развивается строительство в новых районах города (Кожухово, Бутово и др.). Довольно быстро растет транспортная система Москвы, хотя здесь необходимы и новые решения: в частности, скорейшее строительство хордовых магистралей, обеспечивающих связь между районами Москвы, напрямую, минуя и без того перегруженный центр. В качестве решения проблемы перегруженности столичного метрополитена предлагается создать городскую транспортную сеть на базе железных дорог.

Ключевая задача на сегодняшний день - актуализация генплана, отмечали участники заседания. По словам руководителя департамента экономической политики и развития Марины Оглоблиной, реализовывать генплан придется в условиях жесткого дефицита такого ресурса, как городская земля. При этом нельзя отказаться от создания особых экономических зон на базе научных и производственных организаций (примером такой зоны является Зеленоград).

Многие члены правительства были единогласны в том, что при разработке генплана необходимо руководствоваться понятиями "реального города", с учетом тесно связанных со столицей пригородов. В то же время, по мнению Юрия Лужкова, генплан во многом основывается на устаревших данных и нормах. "На человека выходит довольно скромно", - отметил мэр, услышав, сколько метров жилплощади, машиномест и культурно-бытовых объектов придется на одного жителя столицы через десять лет.

В свою очередь, дублеров правительства Москвы заинтересовал вопрос: кто контролирует процесс реализации запланированных мероприятий? По их мнению, контроль должен производиться не только органами власти, но и непосредственно гражданами Москвы, для чего надо позаботиться о доступности и прозрачности генплана для населения. К примеру, если поместить материалы генплана на специально открытом для этого сайте, москвичи смогут заранее узнать о запланированных в их округе или районе градостроительных работах, обсудить те или иные решения на форуме, считают молодые политики.

Подводя итоги заседания, мэр отметил, что разработка генплана развития Москвы - дело всех департаментов и территориальных единиц. Генеральный план - это документ, свидетельствующий о том, "насколько осмысленно мы развиваем город", то есть, каждое слово в нем имеет особое значение, заключил мэр.