Для Армении стимулом диверсификации экономики и обеспечения ее устойчивого роста должны стать последовательно проводимые меры улучшения делового климата, особенно связанные с созданием равных условий для выхода на рынок и сбора налогов. Об этом отмечается в докладе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) "О процессе перехода за 2006 год в странах СНГ и Монголии". "Для расширения доступа к источникам финансовых и инвестиционных ресурсов необходимо улучшить систему корпоративного управления, повысить прозрачность и усилить конкуренцию в банковском секторе", - отмечается в докладе. Согласно экспертам ЕБРР, при отсутствии ускоренного роста производительности труда дальнейшее укрепление армянского драма будет угрожать конкурентоспособности экономики страны.

По итогам обследований предприятий, благодаря показателям состояния делового климата Армении, страна оказалась в числе лидеров среди стран СНГ. Кроме того, Армения заняла первое место среди стран СНГ в индексе восприятия коррупции, составленном организацией "Транспэренси интернэшнл" за 2005 год. "Тем не менее, как свидетельствуют итоги недавно проведенного ЕБРР обследования предприятий и доклад Всемирного Банка "Doing Business", за прошлый год деловой климат страны улучшился лишь незначительно. Среди главных достижений - отмена ряда процедур регистрации предприятий и выдачи лицензий. Более того, реализация программы борьбы с коррупцией шла неоднозначно, а уровень коррупции по-прежнему высок, по сравнению с показателями стран-лидеров процесса перехода. Выход на рынок иностранных и молодых отечественных компаний затруднен наличием массы барьеров, особенно неофициальных, а проведение антимонопольной политики характеризуется непоследовательностью. Например, в соответствии с введенным в начале 2005 года требованием публикации сведений о налогоплательщиках в стране, верхние места в списке крупнейших налогоплательщиков страны регулярно занимают иностранные фирмы и совместные предприятия. В отличие от них многие из крупнейших отечественных предприятий налогов практически не платят. Многие отечественные предприятия функционируют за пределами налогового поля, в то время как другие приобрели выгодные для себя и фактически монопольные права на импорт базовой товарной продукции", - говорится в докладе ЕБРР. В некоторых отраслях Армении, например в переживающей бум строительной индустрии, действует масса налоговых льгот. Это подрывает конкурентоспособность экономики страны, подавляет инициативность предпринимателей, порождает перекосы в системе распределения ресурсов в экономике страны и, таким образом, становится фактором, сдерживающим ее развитие.

В Армении 2005-2006 годы отмечены стремительными темпами развития отрасли связи. Хотя честность процесса выдачи в 2005 году второй лицензии на оказание услуг сотовой связи была подвергнута сомнению, обострившаяся в результате этого конкуренция вскоре привела к снижению платы за звонки и вызвала настоящий бум в отрасли связи, отмечается в докладе. Число абонентов сотовой связи в 2005 году увеличилось почти на 60%.

В 2005 году Центробанку Армении были переданы все функции регулирования финансовой системы страны и надзора за ней. Недавно, принятые в конце 2005 и в 2006 годах меры - например, по укреплению защиты прав кредиторов, уточнению порядка регистрации залогов и обращения на них, взыскания, а также рекомендации по контролю над действиями выгодоприобретающих собственников после получения ими лицензий - способствовали улучшению системы и условий кредитования. Тем не менее, по-прежнему не устранены недостатки в областях корпоративного управления и прозрачности отношений собственности, недостаточен контроль над условиями кредитования, низок уровень конкуренции в банковском секторе. Несмотря на увеличение в 2005 году объемов кредитования частного сектора на 33% в номинальном выражении, уровень доступа к источникам привлечения финансовых ресурсов - по-прежнему один из самых низких среди стран региона (доля внутреннего кредитования в ВВП составляет 8,2%).

В 2005 году Армения продемонстрировала впечатляющие показатели роста экономики, составившие в реальном выражении 14% и впервые превысившие уровень объема производства 1989 года. Движущей силой роста ВВП стала строительная промышленность (объемы строительства увеличились на 35%), которая превратилась в крупнейший сектор экономики страны. Растущий спрос привел к увеличению объемов инвестиций на 26,7% - главным образом, на волне строительного бума, а повышение уровня потребления на 10,8% произошло благодаря денежным переводам от армян, работающих за границей, и росту государственных расходов на социальные программы. Несмотря на снижение в первой половине 2006 года объемов промышленного производства на 1%, прирост ВВП составил 11,9%.

Дефицит государственного бюджета в 2005 году, согласно оценкам, составил 2,6% ВВП. На 2006 год запланировано дальнейшее смягчение бюджетно-налоговой политики, главным образом из-за значительного увеличения расходов на социальные и инфраструктурные программы для решения задач в области борьбы с бедностью. Несмотря на значительное в номинальном выражении увеличение в 2005 году налоговых поступлений, многочисленные случаи уклонения от уплаты налогов и налоговые льготы являются отражением стабильно низкой доли налоговых поступлений в ВВП (на уровне 14,4%). В настоящее время главную цель своей политики ЦБ Армении видит в переходе в 2006 году с монетаристского курса на борьбу с инфляцией. В 2005 году среднегодовые темпы инфляции составили всего лишь 0,6%, что вполне укладывается в контрольный показатель Центробанка на уровне 3%. Вместе с тем в 2006 году высокие расходы на энергоносители привели к усилению инфляционного давления, и в августе темпы инфляции в годовом исчислении составили 7,2%.

Несмотря на то, что в 2005 году экспорт рос быстрее импорта в долларовом выражении, в январе и июле 2006 года наблюдалась обратная картина. Она была вызвана, главным образом, повышением расходов на энергоносители, спросом на потребительские товары и сокращением экспорта драгоценных камней. Крупный дефицит торгового баланса по-прежнему перекрывался значительным притоком денежных переводов из-за рубежа. Согласно исследованию ЦБ Армении, общая сумма денежных переводов от частных лиц (главным образом, денежных переводов из России), включая поступление наличных денег, которые не поддаются учету в статистике платежного баланса, составила в 2005 году $940 млн., или 19% ВВП. Приток инвалютных средств в крупных объемах в 2005 году и начале 2006 года привел к укреплению драма по отношению к американскому доллару и другим валютам в номинальном и реальном выражении. Объем государственного внешнего долга снизился до $1,1 млрд., что на конец 2005 года привело к дальнейшему снижению доли внешнего долга ВВП до уровня 22,8%.

Согласно прогнозам ЕБРР, мощные темпы экономического роста должны сохраниться и на ближайшую перспективу, особенно в области строительства и в сфере услуг, благодаря поступлению денежных переводов и притоку крупных грантов из двусторонних источников. Тем не менее, дальнейшее укрепление национальной денежной единицы, зависимость экономики от цен на сырье и льготных кредитов, получаемых от доноров и многосторонних организаций, чреваты возникновением в среднесрочной перспективе серьезных рисков. Далее, политическая ситуация в регионе остается нестабильной, а ограничения, установленные на внутрирегиональный торговый оборот, затрудняют выход на главнейшие из рынков и ведут к росту транспортных расходов. Для обеспечения устойчивого роста в средней и долгосрочной перспективе необходимо добиться существенных результатов в деле проведения структурных реформ по диверсификации инвестиционных потоков и расширению производственной базы экономики страны.