Депутаты парламента в ходе пленарного заседания 10 ноября пришли к соглашению временно отложить обсуждение вопроса о целесообразности нахождения Грузии в составе СНГ, инициированного парламентской фракцией "Демократический фронт". При этом конкретного срока, на который переносится этот вопрос, несмотря на требования оппозиции, по итогам заседания назначено не было.

Решение о переносе рассмотрения вышеуказанного вопроса было принято после соответствующего призыва к депутатам со стороны председателя парламента Грузии Нино Бурджанадзе, подчеркнувшей, что такого мнения придерживается парламентское большинство. "Важно, чтобы у нас была единая позиция по этому, очень важному вопросу. По основным направлениям наши мнения совпадают. Но и парламентское большинство, и лично я, по-прежнему остаемся на той позиции, что Грузия должна выйти из СНГ, когда это будет наиболее выгодно для нее, и это не должно быть спонтанным или эмоциональным решением. Бессрочно рассмотрение вопроса оттягиваться не может - это ясно. Но давайте воздержимся от называния конкретных сроков. События в нашей стране, и, особенно, в российско-грузинских отношениях, развиваются так быстро, что прогнозировать заранее очень трудно", - заявила Нино Бурджанадзе. Она отметила, что внутренние консультации на эту тему продолжатся, и к ней обязательно вернутся и на пленарном заседании - но только в более подходящее для этого время.

Представитель фракции "Демократический фронт" Давид Бердзенишвили в ответ на это заявил, что в случае, если парламент не вернется к теме целесообразности нахождения Грузии в СНГ хотя бы в первой половине декабря, его фракция использует предусмотренные законодательством рычаги и сама инициирует голосование по указанному вопросу. Он зафиксировал позицию фракции, согласно которой Грузия в обязательном порядке должна выйти из СНГ, поскольку в противном случае перспектив развития и усиления у нее не будет. "Нам нужно начать новую - "послешеварднадзевскую" политику в стране. Колебания между направлениями Север-Запад должны закончиться в Грузии вместе с Шеварднадзе. Нельзя одновременно делать Евроатлантический выбор и в то же время опасаться реакции российских властей. Что получили мы, находясь в СНГ? Другие, входящие в СНГ страны, в отличие от Грузии, не ограничены со стороны России визовым режимом. Другим странам не предлагают покупать газ ценой уступки части собственного суверенитета. Ни Грузия, ни другие члены СНГ, находясь в составе этой организации, не решили своих территориальных проблем. Наш парламент принял постановление о выводе из Абхазии российской, так называемой - миротворческой армии. Но мы знаем, что реализация этого постановления очень сложна, тем более, когда эта армия находится там под эгидой СНГ. Естественно, не следует ожидать, что как только мы выйдем из СНГ, это сразу же повлечет выход российской армии. Но мы же все понимаем, что если мы заберем этот рычаг из рук России, то вывести ее армию из Абхазии будет гораздо легче.

Нам нужна и новая экономическая политика - в частности, нужно изъять контроль стратегических объектов Грузии из рук России. Нам нужна минимизация российского государства, как в вопросах конфликтов, так и в грузинской экономике. И наша фракция скоро выступит в парламенте с инициативой того, чтобы российский государственный капитал не был владельцем контрольного пакета акций в грузинских энергетических объектах и других ведущих экономических структурах, будь то в секторе энергетики, банковском секторе, коммуникациях и т.д.

Мы должны смочь наладить с Россией соседские взаимоотношения. Сегодня же мы не соседи ее, а часть российского пространства. Для того чтобы вынудить Россию стать нашим соседом, мы должны поступить так, как поступили Эстония, Латвия, Литва и ряд других успешно развивающихся стран Центральной и Восточной Европы. До нашего вступления в СНГ у нас были территориальные проблемы, после вступления - они остались и углубились. То есть и с этой точки зрения СНГ никакого выгодного объединения для Грузии не представляет.

По мнению нашей фракции - и мы не думаем, что у парламентского большинства иное мнение, исходя из сегодняшнего положения Грузии, вряд ли в ближайшие годы ей "угрожает" какой-либо резкий экономический прыжок. По своим экономическим параметрам, в частности, по показателю ВВП на душу населения, Грузия отстает от Армении и Азербайджана в 1,5 раза, от России и Хорватии - в 3 раза, Эстонии - почти в 5 раз, от среднего стандарта по Европе - практически в 10 раз. И пока мы находимся в российском пространстве, под давлением России, перспектив нашего усиления мало. И почему в такой ситуации мы должны продолжить пребывание в СНГ, для нас абсолютно непонятно", - заявил Давид Бердзенишвили, поясняя инициативу своей фракции.

Представители "Промышленников" и "Правой оппозиции" от имени своих фракций также заявили, что выступают за выход Грузии из СНГ. "Наша фракция, моя политическая организация еще с 1999 года перманентно заявляют, что Грузии нечего делать в СНГ - в этой бесцельной организации. И наша фракция поддержит решение о выходе из нее", - заявил представитель "Промышленников" Гиорги Цагареишвили.

Аналогичную позицию зафиксировала от имени фракции "Правая оппозиция" одна из ее лидеров Пикрия Чихрадзе, указав на то, что "тема выхода Грузии из СНГ должна быть единой темой властей и оппозиции, в то время как в последние годы оппозиция постоянно требует рассмотрения этого вопроса, а у прежних и нынешних властей постоянно есть аргументы в пользу того, что рассмотрение этого вопроса должно быть отложено".

Комментируя выступления представителей оппозиции, лидер парламентского большинства Маиа Надирадзе заявила, что "мы согласны, что все поднятые сегодня вопросы - это вопросы, которые мы должны обсуждать, и очень основательно. Но мы не согласны, что сегодня это тактически правильно. Более того, мы считаем, что рассмотрение этого сегодня может принести вред. Поэтому мы воздерживаемся от вхождения в полемику на данную тему, представления своих аргументов и контраргументов". "Рассмотрение этого вопроса сегодня, так основательно и в таком срезе, не оправдано ни одной - ни политической и ни экономической компонентой", - подчеркнула Маиа Надирадзе.