9 ноября эстонский парламент (Рийгикогу) утвердил в первом чтении закон, запрещающий установку памятников и произведений монументального искусства, "разжигающих рознь и возвышающих государства, оккупировавшие Эстонию". В соответствии с принимаемым законопроектом планируется не только не допустить установку по инициативе общественности и городских властей памятника Петру I в Нарве, но и демонтировать существующие памятники советским воинам, как "наносящие угрозу общественному порядку и международному престижу Эстонии". ИА REGNUM попросило прокомментировать ситуацию члена Центрального совета политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь", известного эксперта по Прибалтике Михаила Демурина.

"В самом факте принятия этого закона очень наглядно отразились реальные возможности официальной Москвы влиять на ситуацию в Эстонии и реальное отношение находящихся у власти в этой стране политических сил к России. Думаю, что в данной связи надо оставить в стороне критику действий эстонской правящей коалиции - об этом уже много говорилось, оценки известны и стали уже общим местом. В конце концов, эстонским национал-радикалам надо отдать должное - они последовательно и упорно продвигают свои установки, сколь бы безумными и нецивилизованными они нам ни казались, и добиваются успеха. Вопрос в том, почему они не встречают противодействия ни среди умеренной части эстонского общества, ни в России. Это очень важный вопрос. К сожалению, однако, что у нас в стране сейчас ни в МИДе, ни других структурах серьезно размышлять на эту тему, видимо, не хотят. Во всяком случае, реальных шагов с целью предотвратить принятие такого закона, крайне оскорбительного для сегодняшней России, а главное, для памяти наших героических предков, не предпринималось. Между тем, судить о том, насколько наша страна сильна, будут не по тому, насколько помпезные мероприятия с соотечественниками мы можем провести в блистательном Петербурге, а по подобным сюжетам с памятниками, культурными и языковыми притеснениями, закрытиями русских гимназий и т.п. Причем тема памятников в политическом плане уже проиграна - конечно, на варварский законопроект надо реагировать, но следовало вообще не допустить его появления. А это уже не сделано.

Зачем, например, большинству эстонских депутатов было думать о реакции официальной Москвы, если они видят, как российские предприниматели при любом политическом климате вкладывают деньги в эстонскую транзитную инфраструктуру и недвижимость, например, участвуют в развитии нового порта Силламяэ, который буквально с нуля становится реальным конкурентом российских терминалов на Балтике? Видимо, эстонцы уверены, что коммерческие интересы у русских остаются на первом месте и поток инвестиций и заказов в Эстонию ни при каких обстоятельствах политического свойства уже не иссякнет.

В свое время М.Д.Скобелев в письме И.С.Аксакову высказал следующее убеждение: "Наше общее святое дело для меня, как, полагаю, и для Вас, связано с возрождением пришибленного ныне русского самосознания". Думается, что вне зависимости от реакции наших властей принятие парламентом соседней страны такого закона и варварское обращение с памятниками прошедшей эпохи будет иметь, по крайней мере, один позитивный результат: по логике "от противного" способствовать восстановлению дремлющего сегодня национального самосознания и гордости россиян".