В ходе выступления на совещании руководителей объединений промышленников и предпринимателей ЦФО 1 ноября министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что "более половины выпускников российских вузов недовольны качеством полученного образования, а также то, что высшие учебные заведения "готовят выпускников, которые не могут найти себя в современной экономике".

По просьбе ИА REGNUM данное заявление министра прокомментировал председатель совета директоров Prime Group, президент Молодежной школы бизнеса Никита Исаев:

"Приятно осознавать, что Министерство образования признает этот факт, что в свою очередь говорит о том, что государство является ответственным и может обозначить существующие проблемы.

Во всем мире одной из основных функций государства на любом рынке является функция управления этим самым рынком таким образом, чтобы его развитие соответствовало бы стратегическим интересам государства. В чем заключаются стратегические интересы государства на рынке образования? В том, чтобы структура и объем специалистов, которые выходят из учебных заведений соответствовали спросу, который на них предъявляется. Соответственно, чтобы спрос на образовательные продукты со стороны абитуриентов соответствовал стратегическим потребностям экономики.

Если во времена Советского Союза велась активная информационная политика, направленная на повышение престижа профессий: снимались фильмы о героях отдельных профессий, широко освещались всевозможные профессиональные конкурсы, активно поощрялись трудовые достижения, предприятия брали шефство над учебными заведениями, школы для учащихся проводили встречи с передовиками производства, экскурсии на предприятия, для старшеклассников было введено производственное обучение, то сейчас этого практически нет. Как нет и действенной системы профориентации, которая изначально позволяла грамотно сориентировать молодых людей в их профессиональных предпочтениях, исходя как из потребностей рынка труда, так и возможностей самих старшеклассников и студентов, формируя у них представление о том, какие им для этого знания, умения нужны, и в какой сфере им предпочтительно развиваться.

Пока ситуация в первую очередь свидетельствует о том, что многие выпускники изначально делают неверный выбор своей будущей профессии, в результате после окончания вуза не находят для себя работу по специальности (в среднем это касается 30% выпускников, а по педагогическим специальностям их доля доходит до 80%). В итоге выходит, что экономический потенциал молодежи у нас используется крайне неэффективно. Данные показатели - свидетельство того, что система образования оторвана от существующего рынка труда и не отвечает потребностям современной экономики, поскольку готовит специалистов, которые остаются невостребованными и по причине структурных диспропорций, и в силу недостаточного качества образования выпускников, отсутствия у них практических знаний и навыков. В результате работодатели либо ограничивают прием таких выпускников, либо вынуждены нести существенные затраты на их профессиональную переподготовку. При этом прямые потери, связанные с затратами, которые несет государство и частный бизнес для компенсации пробелов отечественной системы образования, исчисляются процентами ВВП, косвенные же потери, возникающие в результате ослабления конкурентоспособности, исчисляются десятками процентов ВВП.

Сегодня на долю молодых людей в возрасте до 29 лет приходится почти 40% от всего количества зарегистрированных безработных в стране. Но зачастую молодые люди не имеют возможности устроиться на достойную работу не только в силу отсутствия требуемых знаний, опыта и навыков, но и попросту не могут себя продать и не имеют мотивации для этого. Так, анализ данных о способах поиска работы показывает, что именно среди самых молодых людей трудоспособного возраста отмечается самая низкая доля тех, кто самостоятельно непосредственно обращается к потенциальным работодателям в поиске работы. В большинстве своем молодые люди предпочитают искать работу при помощи обращения к друзьям, родственникам, знакомым (63,3% от всех безработных в возрасте до 20 лет). И в целом у нас отсутствуют эффективные механизмы включения молодых людей в деловую жизнь. В стране не развита система шефства предприятий над образовательными учреждениями, дающая возможность молодым людям пройти во время обучения в школе или вузе практику и научиться работать в коллективе. На мой взгляд, в условиях рыночной экономики в стране должно развиваться несколько форм профессионального образования. При этом качественное базовое образование должно подкрепляться образованием дополнительным, которая позволяет молодым людям не только получить основы теоретических знаний, но и дает возможность в условиях, смоделированных на основе реальной практики, пробовать свои силы, отрабатывать модели своего будущего профессионального поведения".