Совет директоров ОАО "ВЭКС" (Воронежский экскаваторный завод имени Коминтерна) 3 ноября выступили с официальным заявлением. Его текст корреспонденту ИА REGNUM предоставил заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО "Тяжэкс-Холдинг" управляющая компания ОАО "ВЭКС" Роман Бумагин. "За последние два дня на ЗАО "ЭКСВО", созданном инвестором новом предприятии по производству экскаваторов, прошли крупные сокращения персонала. Генеральному директору ЗАО "ЭКСВО" Николаю Ельшину пришлось уволить в общей сложности 150 человек. Эта ситуация стала прямым следствием объявленного на прошлой неделе отказа областных властей от поддержки плана по восстановлению экскаваторного производства, реализуемого с июня 2006 года инвестором экскаваторного завода Группой "Юниделл". На ЭКСВО для завершения работ по производству пяти 40-тонных и двух уникальных 120-тонных машин остается лишь около восьмидесяти человек из почти трехсот работавших в сентябре и восьмисот планировавшихся постоянных работников.

Между тем даже в таких условиях "Юниделл" не будет сворачивать антикризисный проект. ЭКСВО с минимальным штатом продолжит свое существование, и, в случае улучшения инвестиционной ситуации на заводе и принятия арбитражным судом положительного решения в декабре, сможет продолжить работу. Эта позиция во многом продиктована масштабом затрат, уже понесенных группой компаний "Юниделл" при создании нового предприятия. С начала работы ЭКСВО в его запуск и развитие инвестор вложил более 40 миллионов рублей. Около половины этой суммы (более 17 млн.) было направлено (в виде платежей за аренду цехов и оборудования) на погашение задолженности по зарплате работников ВЭКСа, сформировавшейся за время "управления" ВЭКСом внешнего управляющего Юрия Тарасова. Значительная часть средств пошла на погашение накопленных Тарасовым долгов перед энергетиками (более 3 млн.). Остальные средства были вложены в приобретение материалов и сырья, на выплату зарплат (регулярно и в полном объеме) сотрудникам самого "ЭКСВО", выплату налогов.

Уволенные сегодня работники ЭКСВО пополнят тысячную армию отправленных Тарасовым в августе в вынужденный отпуск сотрудников ВЭКСа, ожидающих судебного решения о начале ликвидации предприятия. Согласно ФЗ "О банкротстве", в конкурсном производстве (финальная стадия банкротства) имущество предприятия-должника выставляется на продажу, а персонал подлежит полному сокращению. Сокращение начнется после 7 декабря, когда арбитражный суд назначит СРО - организацию, которая будет вести конкурсное производство.

Единственным способом избежать тотального увольнения в условиях конкурсного производства был перевод людей на специально созданное для сохранения производства новое предприятие, каким было ЗАО "ЭКСВО". Этот вариант возможен лишь в том случае, если присутствует компания, готовая вкладывать деньги в рискованный проект.

Озвученный на прошлой неделе вице-губернатором Вячеславом Клейменовым отказ от поддержки ЭКСВО закрывает целую эпоху в борьбе за спасение экскаваторного завода - шесть месяцев, связанных с надеждой на возрождение производства с помощью инвестора и созданного им нового предприятия.

Сегодня становится очевидно, что приглашение на завод инвестора этим летом произвело усыпляющее действие на общественность и на сотрудников предприятия. С появлением инвестора вопрос о спасении самого ВЭКСа потерял свою остроту. Всеобщее внимание переключилось на то, сможет ли заработать на полную мощность ЭКСВО. Тем временем ВЭКС стараниями захвативших его промышленных террористов (Юрий Тарасов, Александр Воронков) незаметно двигался к конкурсному производству. Сегодня, когда ЭКСВО объявлено ненужным, главным звеном вновь становится ВЭКС. Ситуация возвращается к стадии полугодичной давности. Но если тогда ВЭКС можно было еще вернуть из кризиса, то сегодня он уже на законных основаниях подлежит ликвидации. Задача команды рейдеров, которую они поставили перед собой год назад, - убить завод, - выполнена. Сначала они отвели внимание от ВЭКСа, делая вид, что поддерживают инвестора и ЭКСВО, а затем избавились от ЭКСВО, начав зазывать на завод "новых, реальных инвесторов" (ОАО "Кировский завод", г. Санкт-Петербург).

В результате на площадке не осталось производства (ни ВЭКСа, ни нового предприятия). Все что осталось - это зачищенные от полуторатысячного коллектива 40 га земли в центре города. И становится видно, что приглашаемый сегодня взамен "плохого" новый "хороший" инвестор должен быть кем угодно, только не производственником. Отведенная ему по плану рейдеров роль - роль ширмы, благовидного прикрытия для того, чтобы можно было тихо и безнаказанно грабить площадку. Такой инвестор нужен на полгода-год, не больше. Через год он "признает", что его миссия "была неуспешной" и уйдет. А рейдеры получат свои тысячепроцентные прибыли, продав имущество завода за бесценок на подставные фирмы, а затем перепродав его добросовестным приобретателям.

Это подтверждается характером вхождения так называемых "новых инвесторов" в проект. Ими не озвучена ни конкретная программа действий, ни даже само согласие/несогласие вкладывать деньги в проект, не выражена готовность помочь работникам ВЭКСа с погашением их задолженности. (В то время как одним из первых шагов группы компаний "Юниделл" стала выплата работникам ВЭКСа месячной зарплаты в целях снижения социальной напряженности среди своих будущих сотрудников). Пока ни один из заявленных "инвесторов" кроме Группы "Юниделл" не вложил ни рубля в процесс оздоровления производства на ОАО "ВЭКС". Это признал публично и сам Вячеслав Клеймёнов.

Что принципиально нового может предложить "новый инвестор"? Еще одно ЭКСВО? Но на подготовку к запуску уйдет несколько месяцев. В зимний же период в российских условиях это сделать невозможно в принципе. К началу весны вопрос о сохранении производства и коллектива уже не будет стоять. Производство будет распродано, коллектив будет давно сокращен. Таким образом, инвестор может вообще не понадобиться - остаться своеобразным "не выполненным предвыборным обещанием" рейдеров.

Наконец, сама постановка вопроса "областная власть нашла нового инвестора для завода" или иными словами "мы отберем завод у акционеров и отдадим его людям, которые нам больше нравятся" глубоко некорректна и даже преступна. Она вступает в противоречие не только с Конституцией страны, но и с уголовным кодексом. Фактически это означает признание в том, что имел место коллективный преступный сговор с целью завладения чужим имуществом. Только акционеры могут пригласить инвестора, который в обмен на определенные уступки соглашается погасить часть или полную сумму задолженности предприятия. Совет директоров ОАО "ВЭКС" никого кроме группы компаний "Юниделл" к участию в восстановлении предприятия не приглашал.

В этих условиях считаем необходимым открыто обратиться к региональному руководству и лично к главе администрации Воронежской области Владимиру Кулакову с просьбой принять решительные меры по пресечению не прекращающихся попыток под разным прикрытием реализовать рейдерский сценарий на площадке экскаваторного завода. Мы понимаем, что прозвучавшие на прошлой неделе заявления являются следствием методичной работы по дезинформированию высокопоставленных сотрудников областной администрации со стороны главаря преступной рейдерской группы г-на Воронкова. Уверены, что г-н Воронков преподносит найденных им новых и новых инвесторов как единственно возможный способ урегулировать ситуацию. Однако факты, перечисленные выше, говорят об обратном.

Г-на Воронкова не устраивает приход на площадку настоящих производственников - слишком большой помехой они являются. Все, что ему нужно - это псевдоинвесторы. И если в результате он окажется в выигрыше, то область, безусловно, проиграет. Ситуация, когда промышленные площадки разграбляются, а захватчики остаются безнаказанными самым негативным образом скажется на рейтинге региона. Единственной по настоящему действенной мерой в сложившейся ситуации является изгнание рейдеров с завода и обеспечение благоприятных инвестиционных условий для работы единственного реального инвестора, доказавшего на деле свою решимость заниматься производством.

Члены Совета Директоров ОАО "ВЭКС" Воронежский экскаватор".