1 ноября депутаты Московской городской Думы приняли в первом чтении проект закона "О городской целевой программе возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2006-2010 годы".

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, по словам руководителя департамента транспорта и связи города Москвы Леонида Липсица, создание такой транспортной системы - не новая идея. Во времена Советского Союза существовали и были достаточно хорошо развиты местные воздушные линии, обеспечивающие перевозки на расстоянии от 600 до 800 км, напомнил руководитель департамента, но сегодня состояние и уровень малой авиации в России не соответствует мировому уровню и потенциалу страны. Сейчас предпринимаются шаги по исправлению сложившейся ситуации: вносятся изменения в Воздушный Кодекс РФ, готовится проект федерального закона о малой авиации, но основная работа проводится в субъектах РФ, которые в наибольшей степени заинтересованы в возрождении и развитии отрасли.

Разработанная программа направлена на восстановление и развитие воздушных перевозок внутри и между регионами, обеспечения трансфера между аэропортами Московского авиационного узла, между столицей, областью и другими регионами. Основными задачами целевой программы являются: создание и восстановление объектов наземной инфраструктуры для обеспечения полетов малой авиации, к которым относятся аэропорты и вертодромы, посадочные площадки, сеть технического обслуживания, а также сеть подготовки специалистов и пилотов. Также планируется создание условий для управления воздушными судами, в том числе на высотах ниже нижнего эшелона, в соответствии с требованиями гражданской авиации и нормами безопасности. Требуется обеспечить взаимодействие между операторами по предоставлению услуг авиаперевозок, клиентами и авиаперевозчиками.

В частности, планируется создание воздушного сообщения в пределах 800-километровой зоны вокруг города Москвы, включая строительство и ввод в эксплуатацию аэропортов и терминалов деловой авиации, обеспечивающих формирование трех радиусов доступности авиауслуг: на расстоянии до 25 км, около 100 км и около 300 км от Москвы, в том числе на базе существующих аэропортов Московского воздушного узла и региональных аэропортов. Все это, по мнению авторов проекта, будет способствовать формированию спроса на коммерческие перевозки воздушными судами малой авиации (самолетами и вертолетами). В результате будет создан благоприятный инвестиционный климат и произойдет снижение инвестиционных рисков для финансовых и промышленных инвесторов. Также планируется восстановление воздушного сообщения по местным воздушным линиям между административными центрами и городами Центрального федерального округа, которое в настоящее время связывает с Москвой лишь 14 из 16 входящих в округ субъектов Федерации. Для этого требуется реконструкция и восстановление деятельности региональных аэропортов городов Калуги и Иваново, на базе которых предусматривается создать еще и центры по переподготовке летного состава.

Общий объем финансирования мероприятий программы составит 12 млрд 390 млн рублей, из которых средства бюджета города Москвы - 1 млрд 267 млн рублей, а средства из внебюджетных источников - 11 млрд 123 млн рублей. При этом, вклад города планируется только в основные элементы проекта: проектно-сметную документацию и систему управления, а строительство и закупка авиатехники будут осуществляться инвесторами на конкурсной основе. В результате ее реализации к 2010 году емкость годового рынка услуг региональных авиаперевозок составит около 16 млрд рублей, а объем инвестиционных вложений в объекты наземной авиационной инфраструктуры, производственные объекты и объекты сервиса составит более 7 млрд рублей.

Отмечая важность развития малой авиации, депутат Степан Орлов подчеркнул, что речь идет о развитии целой отрасли экономики. Не развивая малую авиацию, Москва не может претендовать на статус мировой туристической столицы. Экономический эффект, по мнению Орлова, очевиден: это и налоговые поступления, и увеличение капитализации городских активов. В результате голосования проект программы был принят в первом чтении. Работа над поправками продлится до 8 ноября.