1 ноября в Центральном доме предпринимателя в Москве состоялось расширенное собрание, посвященное обсуждению законопроекта "О внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятому Госдумой в первом чтении. Собрание было инициировано Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства, организацией "ОПОРА России", Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, Московской ассоциацией предпринимателей, Международной ассоциацией "Система ММЦ" и объединением предпринимателей туриндустрии. В нем приняло участие более 200 представителей московских и региональных компаний, работающих в сфере туризма, руководители общественных предпринимательских объединений, представители исполнительной и законодательной власти РФ, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В ходе обсуждения была рассмотрена и принята резолюция с предложениями к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации относительно законопроекта "О внесении изменений в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Участники заседания выразили протест в связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Согласно принятой резолюции, "Принятый в первом чтении проект федерального закона не выдерживает никакой критики, противоречит интересам туристской отрасли, ограничивает свободу предпринимательской деятельности и права предпринимателей в этой сфере экономики, не решает вопросы защиты потребителей туристических услуг и ведет к монополизации туристического рынка узким кругом крупных туроператоров и вытеснению малых предприятий - туроператоров из этого бизнеса, к необоснованной централизации разрешительных и контрольных функций в сфере туризма на федеральном уровне, к резкому сокращению спектра туристических продуктов". Вопрос введения обязательных финансовых гарантий для туроператоров не проработан должным образом и неизбежно приведет к сворачиванию свободного туристического рынка, особенно в регионах, значительному росту цен на туристские продукты и приданию крупным туроператорам необоснованных преимуществ в ценовой конкуренции, к сокращению въездного и внутреннего туризма, резкому сокращению занятости в этом секторе экономики, уменьшению налогооблагаемой базы, считают представители туристического бизнеса.

"Единый порядок исчисления размеров финансовой гарантии (в сфере международного въездного и выездного туризма - 10 млн. руб., внутреннего туризма - 1 млн. руб.) не имеет объективного и понятного расчетного экономического обоснования, размер суммы гарантии определен волевым решением, противоречащим основам предпринимательства и антимонопольного российского законодательства, - отмечается в резолюции. - По непонятной логике разработчиков законопроекта для малых предприятий, у которых, по сравнению с крупными туроператорами, меньший оборот, стоимость финансовой гарантии будет выше, что заведомо ставит их в неравные условия".

Кроме того, считают предприниматели, предлагаемая система финансовых гарантий не решает проблем защиты потребителей, поскольку не обеспечивает оперативного покрытия ущерба, которое обычно необходимо туристам, попавшим в сложные ситуации, а также не защищает их от мошеннических действий фирм-однодневок. Кроме того, оформление финансовой ответственности в виде банковской гарантии представляется проблемной для многих туристических компаний, так как банки относят туристскую деятельность к сфере высокого риска и получить их смогут только крупные туроператоры.

Положение законопроекта о включении в Реестр и получении соответствующего свидетельства фактически является требованием к туроператорам получать свидетельство на свидетельство о финансовой гарантии, что приведет к очередному витку "забюрокрачивания" туристской деятельности, уверны участники рынка. По их мнению, "туроператоры, даже с Дальнего востока, будут вынуждены ежегодно по прихоти чиновников ездить для оформления документов в Москву". Кроме того, по их мнению, поскольку вступление в силу настоящего закона неизбежно приведет к монополизации рынка крайне незначительным числом крупных туроператоров, то вводить для них Реестр не имеет никакого смысла. Список туроператоров уместится на одной страничке и тогда можно даже ставить вопрос о целесообразности дальнейшей работы самого агентства "Ростуризм".

"Вступление в действие этого, страдающего массой недостатков, закона уже с 1 января 2007 года нанесет сокрушительный удар по туристской отрасли, поскольку российские туроператоры в силу специфики своей работы уже заключили на будущий год договоры с партнерами на туристское обслуживание. Это не позволит им выполнить взятые на себя обязательства, в том числе и по приему иностранных туристов, а также оформить к установленному сроку гарантии и зарегистрироваться в Реестре", отмечается в тексте резолюции.

Кулуарная, без широкого обсуждения с общественностью, в том числе предпринимательской, наспех проведенная разработка проекта федерального закона в очередной раз привела к появлению на свет абсурдного документа. Совершенно очевидно, что его принятие неизбежно приведет к обрушению динамично развивающегося сегодня туристского рынка, подобному тому, как это произошло с рынок алкогольным, в результате неуклюжего введения ЕГАИС, уверены предприниматели. При этом, с их точки зрения, "агентство "Ростуризм" манипулирует общественным мнением, вводя в заблуждение государственные органы утверждением о якобы широком обсуждении законопроекта. На самом деле разработчики документа игнорируют практически все предложения предпринимателей и их объединений".

В связи с этим участники рынка обратились к органам федеральной власти с предложениями снять с обсуждения Государственной Думы данный законопроект и направить его на доработку с учетом результатов широкого обсуждения положений проекта закона с предпринимательской общественностью, включая детальную разработку механизмов гарантирования соблюдения прав потребителей туристического продукта, наделение субъектов Российской Федерации разрешительными и контрольными функциями в сфере туризма, а также освобождение въездного и внутреннего туризма от финансовых гарантий. После этого законопроект предлагается внести на дальнейшее обсуждение в пакете с приложением всех необходимых подзаконных актов. Кроме того, в резолюции содержится предложение сохранить лицензирование туроператорской и турагентской деятельности и продлить действие лицензий до конца 2007 года.