Председатель Приднестровского филиала Совета по национальной стратегии России, политолог Дмитрий Соин 30 октября в интервью корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал заявление главы ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунина о том, что Россия 1 ноября может прервать железнодорожное сообщение с Республикой Молдова в случае, если не будет достигнута договоренность с Молдавией по пассажирскому транзиту через Приднестровье.

"Политика президента Молдавии Владимира Воронина, безусловно, потерпела поражение, - сказал Дмитрий Соин. - Изменившаяся позиция Украины и России нарушила ту схему, в рамках которой Воронин надеялся удушить Приднестровье быстрее, чем умрёт молдавская экономика. Молдавия оказалась перед дилеммой. Пустить поезда - означает признать поражение собственной политики, не пустить - приблизить экономическую и транспортную катастрофу.

Как бы ни парадоксально это звучало, опасней и болезненней в данном случае для правящего в Республике Молдова режима было бы признать крах блокадной политики. Я думаю, и господин Воронин, и министр транспорта и дорожного хозяйства Молдавии и директор Молдавской железной дороги Мирон Гагауз, являющийся всего лишь инструментом в руках автора транспортного терроризма, будут до последнего стоять на своём".

Напомним, Россия готова прервать с 1 ноября железнодорожное сообщение с Молдавией, если не будет договоренности по транзиту через Приднестровье. Речь идет о поезде номер 47 "Москва-Кишинев". Администрация Российских железных дорог настаивает на следовании этого состава по прежнему маршруту - через Приднестровье, утверждая, что нынешняя схема движения через север Молдавии удлинила время в пути с 26 часов до двух суток, что приводит к постоянному срыву графика работы железнодорожных служб.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 4 марта 2006 года руководство Молдавской железной дороги приняло решение о прекращении движения поездов по 40-километровому приднестровскому участку пути и пустило их по маршруту, который в несколько раз длиннее. В результате этого пассажиры проводят в пути больше времени, а жители Приднестровья лишились прямого железнодорожного сообщения с Украиной и Россией.

4 сентября грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Республику Молдова было полностью остановлено. По причине неисправности железнодорожного моста через реку Днестр на участке Могилев-Подольский (Украина) - Вэлчинец (Молдавия) украинскими железнодорожниками было предложено временно использовать альтернативный железнодорожный участок - Окница-Сокиряны-Ларга-Кельменцы. Однако после трех дней эксплуатации этого участка украинская сторона заявила, что данный участок не соответствует требованиям безопасности следования пассажирских поездов, и порекомендовала направить составы через Кучурганский железнодорожный узел. Однако молдавских железнодорожников этот вариант не удовлетворил, поскольку "ГП "Железная дорога Молдовы" не контролирует данный участок железной дороги, находящийся на территории Приднестровья, и не может гарантировать безопасность движения". Однако после переговоров между украинской и молдавской сторонами было заключено соглашение об организации движения транзитных товарных поездов через территорию Приднестровья по ветке Кучурган-Кэушень, которое вступило в силу 8 сентября.

Пропускная способность участка Кучурган-Бендеры в среднем в сутки составляет до 14 грузовых и 10 пассажирских поездов, участка Могилев-Подольский - Вэлчинец - 8 грузовых и 7 пассажирских поездов. Более того, этот путь на 500 км длиннее, чем через территорию Приднестровья по участку Кучурган-Бендеры. Пропускная способность участка Окница-Сокиряны-Ларга-Кельменцы составляет не более 3 составов в сутки.