"Москва-Сити" переименуют, а в "Большом Сити" увеличат объемы жилья. Московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ

Москва, 23 октября 2006, 11:03 — REGNUM  "Строительного бума, подобного нынешнему, Москва не знала за всю свою историю", - сообщают на этой неделе "Известия" (номер от 12 октября). "Только с начала 2006 года построено более 3 миллионов квадратных метров жилья, что составляет почти 65% годового задания". Об этом на заседании столичного правительства сообщил руководитель стройкомплекса Владимир Ресин... По данным, которые привел Ресин, в первом полугодии в столице введено более 200 тысяч квадратных метров площади социальных объектов, почти 170 тысяч квадратных метров из которых построено за счет городского бюджета". Всего, по словам Ресина, "до конца года за счет средств городского бюджета в столице будет введено 979 тысяч квадратных метров жилья". Кроме того, по данным "Известий", на заседании столичного правительства шла речь о расселении и сносе ветхого жилья, возведении детских садов и школ, парковок, освоении промзон. "Передислокация промзон, как и расселение поселков и деревень на территории города, позволяют освободить земли для строительства многоквартирного жилья, в первую очередь муниципального. Такое расселение создает реальную возможность улучшения жилищных условий самих поселян. Однако, как признал Владимир Ресин, практика расселения показала, что властям необходимо более тщательно изучать обстановку и внимательно подходить к интересам каждого переселяемого москвича". По словам руководителя стройкомплекса, "силовой метод разрешения конфликтов - не наш путь. <...> Расселение жильцов надо стараться проводить не через суд, а по договоренности".

О планах использования московских промзон пишет и "Газета" в номере от 16 октября. "По словам замруководителя столичного департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константина Королевского, в ближайшие два года более чем 2,5 млн кв. м жилья планируется построить на 30 промышленных территориях", сообщает автор материала Денис Тыкулов. "Наиболее масштабное жилищное строительство развернется в промзонах: "Богородское" на Востоке столицы, где планируется возвести 458 тысяч кв. м жилья, "Грайвороново" (ЮВАО) - 300 тысяч кв. м и "Верхние Котлы" (ЮАО) - 250 тысяч кв. м. Кроме того, размещение жилых кварталов запланировано на месте промзон "Люблино-Перерва", "Воронцово", "Перово", "Хапиловка", "Красный Строитель", "Южный порт", "Огородный проезд", а также "Зюзино, кв. 10А"". Как отмечает "Газета", "в условиях дефицита свободных площадей промзоны остаются на сегодня чуть ли не единственными площадками для строительства жилья. Правда, как отмечают аналитики рынка, из-за плохой экологии и неблагоприятного социального окружения построить там можно только дома эконом-класса".

"Стоит, правда, отметить, что не все округа Москвы исчерпали возможности в плане площадей под застройку. "Юго-Западный округ столицы последние пять лет считался "любимчиком" московских девелоперов. Богатая история, престижность, наличие архитектурной доминанты в виде офиса Газпрома, большое количество свободных площадок - вместе эти факторы создавали комфортные и, что еще более важно, выгодные условия работы для застройщиков", - отмечает "М2 = Квадратный метр" (выпуск №41(301), 9 октября - 15 октября). "Однако с начала 2006 года количество предложений строящихся домов в ЮЗАО стало резко падать", - констатирует автор материала Наталья Мартынова, анализируя причины этого явления. Свой комментарий "М2" дает маркетолог корпорации "ИНКОМ-Недвижимость" Ирина Егорова: "В ЮЗАО сейчас ограничено количество предложений. В настоящее время существует порядка 20 площадок, большинство объектов намечено ориентировочно сдать госкомиссии в конце 2006 и в 2007 году. Конечно, на фоне общего снижения объемов предложения на рынке новостроек наблюдается дефицит и на Юго-Западе. Однако в Южном и Восточном округах предложений на сегодняшний день еще меньше. <...> Мы предполагаем, что это временное явление и в первой половине 2007 года в ЮЗАО появится ряд интересных предложений", отмечает аналитик. А по мнению заместителя директора департамента реализации компании "МИАН-Девелопмент" Натальи Усовой, "падение числа предложений действительно произошло. По данным официальной статистики, темпы роста строительства за первую половину года минимальны. Это касается не только ЮЗАО, но и ситуации во всех районах Москвы. 214-й закон, конечно, сузил и ограничил возможности застройщика, что, естественно, не могло не отразиться на количестве вводимых площадей". При этом в том же выпуске "М2" сообщается, что по данным департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города "в этом году на территории Юго-Западного административного округа Москвы запланировано появление 800 тыс. кв. м жилья". Кроме того, "в нынешнем году в ЮЗАО намечено сдать в эксплуатацию десять детских садов: семь за счет средств городского бюджета и три - за счет средств инвесторов".

Анализируя непомерно высокие цены на московские квартиры, еще одну причину приводит "Труд": возможно, их рост провоцируют сами работники стройкомплекса. "За последний год цены на московское жилье выросли практически вдвое. В октябре средняя стоимость квартир в столице превысила 4000 долларов за квадратный метр. Покупатели стонут, но платят. Аналитики пророчат скорый дефолт рынка московской недвижимости. Однако есть категория граждан, кому от происходящего только хорошо. Это те, кто такое жилье строит и торгует им". По данным "Труда", "за время "квартирного кризиса" заработки выросли почти на 20%". Газета приводит слова главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина: "Заработок московского строителя сейчас достигает 2-3 тысяч долларов в месяц, да и в проектных институтах сотрудники получают больше тридцати тысяч рублей", а этом, по мнению аналитика, сказывается на цене конечного продукта - жилья. Как сообщил "Труду" эксперт компании "МИЭЛЬ-Недвижимость" Андрей Райм, "этот фактор будет работать и в 2007 году, и он ляжет в цену продукта, который изготавливается, - квартиры. Сегодня цены на столичное жилье только на 60 процентов состоят из стоимости материальных ресурсов, остальные 40% - это зарплаты строителей". "По мнению независимых экспертов рынка жилья, в 2007 году недвижимость в Москве и Подмосковье подорожает еще на 50-60 процентов. Соответственно в течение следующего года даже официально зарплаты у столичных строителей возрастут на 20-25%", - констатирует "Труд".

Свое мнение по поводу роста цен на рынке недвижимости высказывает в интервью газете "Ведомости" совладелец компании "ДОН-Строй" Максим Блажко ("Ведомости", №197 от 19 октября). "Тот скачкообразный рост цен, который произошел, запрограммирован исторически. Москва - такой же мегаполис, как Париж, Лондон. Здесь концентрируются все финансовые потоки. Но в силу принятых в конце 2004 г. законов - новый Градкодекс, закон 214-ФЗ - рынок жилья сузился, площадок стало меньше. Это произошло из-за удлинения срока получения разрешительной документации и привело к тому, что предложение на рынке резко сократилось", отмечает предприниматель. "Например, по сравнению с началом 2005 г. предложение по de luxe сократилось в три раза. Как следствие - неограниченный рост цен. Если бы моим конкурентам дали возможность реализовывать больше адресов и все бы начали толкаться на рынке, как в 2004 г., то каждый стал бы последовательно снижать цену из-за переизбытка предложения на рынке. Но пока все, что происходит с законодательством, доводит ситуацию до абсурда".

И все же, отмечает "Газета" в номере от 20 октября, в настоящее время на рынке столичной недвижимости наблюдается не рост, а, напротив, некоторое снижение цен. "В первой половине октября цены на вторичном рынке столичного жилья упали на 4,5%, снизившись до уровня августа текущего года, поделился с "Газетой" руководитель аналитического центра RWAY Александр Пыпин. Очевидно, большинство частных инвесторов поверили в то, что нынешнее торможение рынка всерьез и надолго. По словам Пыпина, снижение цен затронуло элитное жилье и бизнес-класс, в то время как квартиры нижнего ценового сегмента пока продолжают дорожать: с начала месяца их стоимость выросла на 0,9%. "Однако в настоящее время рост цен на эконом-класс упал в два раза по сравнению с сентябрем, и в дальнейшем эта тенденция продолжится", - уверен Пыпин. По его мнению, если в ближайшее время на рынке не произойдет каких-либо серьезных событий, то цены и на дешевое жилье начнут медленно снижаться". Аналитики наблюдают и такое явление, как активный сбыт владельцами инвестиционных квартир купленных впрок новостроек, отмечает "Газета". По мнению ряда экспертов, "на текущую ситуацию с увеличением предложения серьезно повлияли заявления руководителей государства о том, что людей, имеющих в собственности две и более квартиры, будут облагать повышенным налогом".

Как обстоит дело на активно развивающемся рынке коммерческой недвижимости Москвы, анализирует "М2": "Еще десять лет назад наибольшей популярностью в России в целом, и в Москве в частности, пользовались самые дешевые и непритязательные товары. Проекцию подобной ситуации мы наблюдаем сегодня на рынке офисных площадей, где самыми востребованными являются недорогие помещения. Руководитель направления коммерческой недвижимости ЗАО "МИАН-агентство недвижимости" Сергей Лобкарев рассказывает: "Офисы класса С - самый закрытый, самый объемный сегмент рынка, и, как ни странно, на нем отмечен самый заметный дефицит, о чем свидетельствует практически 100%-ная заполняемость недорогих помещений. В общей сложности объем офисного сектора приближается к 11 млн кв. м, из них порядка 7 млн кв. м приходится на офисы класса С". По мнению автора материала Елены Вознесенской, "не нужно быть специалистом, чтобы понять: спрос на офисы этого сегмента подогревает практически полное отсутствие новых предложений. И это в то время, когда доля не столь востребованных высококлассных офисов постоянно увеличивается за счет возведения современных бизнес-центров. Стремление обеспечить столицу удобными и красивыми деловыми зданиями, конечно, не может не радовать. Однако при таком положении неизбежно увеличится дисбаланс между растущим спросом на недорогие помещения и уменьшится их доля на рынке. А выход из сложившейся ситуации необходимо искать уже сейчас".

Станут ли таким выходом офисные помещения в рамках бизнес-центра "Москва-Сити" и так называемого Большого Сити, покажет время; пока же столичные власти внимательно следят за ходом проекта. Очередному обсуждению на эту тему, состоявшемуся на заседании правительства Москвы 17 октября, на этой неделе посвящены несколько материалов СМИ. Как отмечают "Известия" в номере от 13 октября, "перспективы, обозначенные в планах переустройства Большого Сити до 2020 года, впечатляют. На этой территории, как рассказал "Известиям" главный архитектор проекта, начальник мастерской НИиПИ Генплана Москвы Михаил Фадеев, предлагается возвести 19 млн кв.м новостроек: жилых, офисных, торговых ( для сравнения: в строящемся сейчас центре "Москва-Сити" - 4 млн)". В материале Натальи Давыдовой приводятся подробные планы того, как предполагается обойтись с этой территорией, а также публикуется интервью с директором НИиПИ Генплана Москвы Сергеем Ткаченко, по словам которого "держать 970 гектаров фактически производственной территории с редкими вкраплениями жилья почти в самом центре - как минимум неумно". "Сегодня мы готовим проекты реконструкции промзон на окраинах Москвы - там будут размещаться производства, выводимые не только из Большого Сити, но и из других промзон центральной части города. Рядом с остающимися здесь производственными территориями, в защитных зонах трасс Третьего и Четвертого транспортных колец, где не может быть жилья, разместятся административные и торговые комплексы. <...> Всего в первой очереди Большого Сити предлагается построить примерно 10 млн кв. м жилья, офисов, торговых площадей и пр. Конечно, жилье никто не станет строить, пока не будет всей инфраструктуры. И пока не решится проблема с энергоснабжением - у города просто нет резервов, чтобы обеспечить потребности Большого Сити, поэтому предстоит запроектировать, разместить и построить здесь три очень крупных питающих центра", - сообщает Ткаченко.

"Большой Сити", - поясняет "Вечерняя Москва" (№191 (24482) от 17 октября) - это "огромное пространство в 1000 гектаров на границах 4 столичных округов: Центрального, Западного, Северо-Западного и Северного. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин очертил будущее этих мест, которые из захолустья должны к 2020 году стать престижной частью города. Правда, сначала нужно вывести отсюда как минимум 80 предприятий. В "городе внутри города" построят до 19 миллионов квадратных метров - по современным нормативам этот метраж рассчитан на полмиллиона жителей. Но жить здесь будут только 134 тысячи человек, поскольку под жилье отдается чуть больше половины всех проектируемых площадей. Остальное предназначено для офисов, общественных и производственных целей".

По данным, которые приводит "Коммерсантъ" от 18 октября, проект "Большой Сити" предполагает "застройку 1 тыс. га на участке от Звенигородского шоссе и набережных Москвы-реки до Хорошевского шоссе. Согласно планам чиновников, на этом участке должно быть построено около 21 млн кв. м площадей, из которых 8,64 млн кв. м должно было прийтись на жилую застройку, а 7,93 млн кв. м - на офисную и административную". При этом, отмечает газета, "первый замруководителя департамента градостроительства Москвы Константин Королевский... предложил увеличить объем жилищного строительства на территории "Большого Сити" вдвое. Идею господина Королевского по увеличению объемов строительства жилья на этой площадке поддержал и мэр Москвы Юрий Лужков". "Участники рынка считают планы властей по увеличению объемов строительства выгодными для инвесторов", отмечает "Ъ". "Замдиректора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International Александр Крутов напоминает о дефиците площадок в Москве под строительство жилья бизнес-класса. "Изначально концепция предусматривала размещение 20 тыс. кв. м площадей на 1 га, в то время как этот показатель может быть выше. Возможно, теперь землю решили использовать более рационально",- рассуждает эксперт. Однако господин Крутов отмечает, что с увеличением объемов строительства возрастает и нагрузка на инфраструктуру и коммуникации". Дефицит электроэнергии при возведении крупнейшего бизнес-центра отмечают и другие эксперты, добавляет "Ъ".

В числе объектов, запланированных в "Москва-Сити" - так называемый "правительственный квартал", комплекс административных зданий. О планах правительства Москвы в этом отношении пишут "Ведомости" (номер от 16 октября): "Московские власти не хотят платить за строительство "правительственного квартала" в деловом центре "Москва-Сити" - они хотят получить его бесплатно. И сейчас ищут инвестора, который за свой счет построит 765 000 кв. м, а потом половину подарит мэрии. Участники рынка говорят, что найти такого партнера будет непросто". По данным "Ведомостей", "Искать инвесторов столичное руководство намерено, в частности, на выставке ExpoReal (открывается на следующей неделе в Мюнхене), куда повезет проект комплекса. Источник в "Сити" уверен, что найти инвесторов не составит труда: свободных участков в "Москва-Сити" больше нет, правительственный комплекс - единственная возможность стать владельцем самой дорогой столичной недвижимости. <...> Однако не все участники рынка настроены так оптимистично. Крупный девелопер, пожелавший остаться неназванным, оценивает инвестиции в квадратный метр с отделкой и подключением инженерии в $3000. "Если половину отдать мэрии, себестоимость окажется уже $6000, а максимальная продажная цена квадратного места в офисном здании в ММДЦ сейчас составляет $7500",- заявил собеседник "Ведомостей".

На этой неделе выяснилось и еще одно обстоятельство: "Лужков сказал, что Москвы-Сити вообще не будет. Вот он полет философской мысли: истинно прекрасно то, чего нет и никогда не будет", - констатируют "Московские новости" (номер от 20 октября). "Но кое-что все же будет. "Москва - Новый центр", так теперь называется этот район. Сити - подозрительно и не по-нашему. Страшно сказать, это напоминает мэру какой-то Манхэттен, где он чувствует себя "как на дне бетонного колодца". Наконец, Сити - это бизнес. А у нас не бизнес. У нас - "проект будущего, мы отвергаем только коммерческую составляющую этого проекта". А вот Новый центр, как сказал мэр, "это наше название, которое хорошо звучит в любой интерпретации, в том числе зарубежной". И это "не квасной патриотизм, это нормальная русская речь" - предостерег Лужков борзых интерпретаторов его соображений".

Затормозить амбициозный проект могут "проблемы с нынешними собственниками участков", - подчеркивает "Московский Комсомолец" (номер от 18 октября). "В промзоне между Краснопресненской набережной, Хорошевским шоссе и Филевским бульваром "сидят" порядка 400 предприятий. И только сто не возражают против перебазирования. Другая проблема - отсталая транспортная и инженерная инфраструктура. Есть участки, на которых строительство жилья можно начинать хоть завтра. Вопрос - откуда в эти дома придет свет и тепло? И кто захочет покупать квартиру там, куда добраться можно только на оленях? Кузьмин говорит, что для жизнеобеспечения нового района нужны как минимум 3 подстанции, современные очистные сооружения, а также 8 км новых дорог и 25 км линий метрополитена. Однако деньги в бюджете на 2007 год на эти цели не предусмотрены". "Впрочем, чувство оптимизма не покидает отцов города. По плану проект должен быть реализован до 2020 года", - констатирует "МК".

"Москва-Сити" - проект очень значимый для столицы, но в плане строительства высоток - далеко не единственный. "В столице может быть построено до 160 высотных зданий. Об этом на международной конференции по высотному строительству Tall buildings, прошедшей 5 октября, заявил председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин. По его словам, в Москве под возведение высотных объектов уже определено около 60 площадок, расположенных в зоне безопасности от исторических объектов города", сообщает "Московская правда" от 16 октября. Газета напоминает, что в городе реализуется инвестиционная программа "Новое кольцо Москвы", "подразумевающая строительство большого числа высотных зданий". "Особенностью же программы можно назвать формулу так называемого полицентрического развития города, которая позволит значительно разгрузить центр Москвы. Суть ее заключается в том, что строительство небоскребов не будет вестись ни одним районом, ни отдельно стоящими зданиями, но комплексно вокруг всей столицы", поясняет "Московская правда". "По мнению Александра Кузьмина, наиболее подходящей для строительства "пояса" высотных объектов зоной является проектируемое сейчас Четвертое транспортное кольцо. Эта трасса, общая протяженность которой должна составить 74 км, удовлетворяет всем необходимым требованиям - она достаточно удалена от охранных зон столичных памятников, проходит в экологически относительно благополучных районах и одновременно способна обеспечить все объекты удобным транспортным сообщением".

Удобное транспортное сообщение - важный фактор комфортного проживания в крупном мегаполисе; столичные власти стремятся обеспечивать его в том числе и нестандартными способами. "Как сообщил вчера Юрий Лужков, правительство Москвы совместно с Российскими железными дорогами разрабатывает проект прокладки автомагистралей над железнодорожными полотнами", сообщает "Вечерняя Москва" (номер от 13 октября). "Это позволит серьезно разгрузить Москву", - сказал Лужков". По данным "Вечерки", "в настоящее время в проекте бюджета Москвы на 2007 год на развитие дорожной сети предусмотрено 45 млрд рублей за счет городского целевого бюджетного дорожного фонда. Антонов отметил, что эту цифру планируется увеличить до 52 млрд рублей. За счет дополнительных поступлений эта сумма вырастет до 60 млрд при необходимых 80 млрд.".

Не менее важным является для Москвы и размещение гаражей для все растущего автопарка. "Столичная программа "Народный гараж" повернулась лицом к людям. Новые правила, как обещают московские власти, должны обеспечить беспроблемное участие в строительстве любого желающего. К тому же наконец будет решена проблема долгостроя", - отмечают "Новые Известия" (номер от 10 октября). "Заниматься "народным гаражом" поручено ГУП "Управление гаражного строительства". Эта организация сама будет "выходить на площадку" за счет собственных и привлеченных средств, а также организовывать продажи". Что касается стоимости гаражей, построенных по этой программе, то, по данным "НИ", "примерный порядок цен на парковочные места - от 5 тыс. долларов и выше. Немало, но с десятками тысяч "зеленых" в чисто коммерческих проектах не сравнить. Что касается стоимости эксплуатации, то она зависит от типа гаража. <...> Московские власти, впрочем, признают, что и "народный" гараж явно дороговат. Особенно заметно это будет в подземных гаражах в центре города, где цены взлетают до 20 тыс. долларов. Однако с этим ничего не поделаешь: земля тут заоблачно дорогая, а стоимость машиноместа включает не только "жилую площадь" под собственно стоянку автомобиля, но и часть общей (сервисные службы, подъезды)", - поясняет газета.

Также городские власти пытаются решить еще одну насущную задачу: ликвидировать нехватку мест в детских садах. "Новые здания для дошкольных учреждений строятся во всех районах Москвы", - сообщают "Известия" от 12 октября. По данным газеты, "В нынешнем году одна только группа компаний "СУ-155" планирует сдать в Москве 7 детских садов, рассчитанных в общей сложности почти на 2 тысячи детей. <...> Семь детских садов в Москве появятся до конца года по следующим адресам: ул. Кременчугская, корп. 7, 11 - оба сада на 125 мест; ул. Южная Бутовская, вл. 29 - сад на 220 мест; ул. Старонародная, вл. 2, 4 - два детских сада на 220 мест; Севастопольский проспект, вл. 26-28 - детсад на 60 мест; территория Московского инженерно-физического института (МИФИ) - детсад на 125 мест. Для сравнения следует заметить, что в 2005 году "СУ-155" передала детям четыре детских сада в Москве и один - в Подмосковье. Но даже это было для компании своеобразным рекордом. Дело в том, что в предыдущие годы госкомиссии сдавалось всего лишь по два-три детских сада в год".

"В Москве обнаружены новостройки-призраки", сообщает "Время новостей" (номер от 16 октября). В материале "Вот дом, которого нет" идет речь о 25-этжном здании на улице Веерной, документы на который по стечению обстоятельство отсутствуют: "Пятиэтажки на улице Веерной снесли в 2003 году, и на их месте уже практически через полгода компания-застройщик ООО "ППСК ТЭЦ-25" построила два новых 25-этажных дома. В один из них заселили бывших обитателей "хрущоб", а другой полностью выставили на продажу. Когда вопрос о сносе и переселении еще только поднимался, управление департамента жилищной политики (УДЖП) и жилищного фонда Западного административного округа предложило обитателям старых домов заключить договоры краткосрочного найма. И объяснило это тем, что новый дом пока не построен, документация на него не сдана, и по закону новоселы стать собственниками новой жилплощади не могут. Уже тогда многих смутила перспектива, хоть и на время, но все же лишиться прав собственности на свое жилье. Но выбора у москвичей не осталось - хрущевки снесли, а жить, кроме предложенной высотки, было негде. <...> Через год время, на которое заключался договор краткосрочного найма, истекло, и жильцы приготовились получить заветный документ, подтверждающий их право собственности на квартиры. И каково же было их удивление, когда они узнали, что их дома на самом деле не существует - на балансе города он не числится. И де-юре новоселы продолжали считаться арендаторами жилья у государства". Обращения жильцов, желающих, наконец, получить квартиры в законную собственность, к различным инстанциям, включая суды, управление департамента жилищной политики (УДЖП) и жилищного фонда Западного административного округа и компанию-застройщика, результата до сих пор не дали, констатирует "Время новостей".

Об одном из самых замечательных, но и самых обветшавших памятников московского конструктивизма пишет "Московский Комсомолец" (номер от 17 октября). "Из всех конструктивистских зданий столицы (а их около 200) дом-коммуна Наркомфина, построенный в конце 1920-х по проекту архитектора Моисея Гинзбурга, пожалуй, самый знаменитый", - отмечает автор материала Елена Егорова и описывает плачевное состояние здания: "Окна, лентой опоясывающие фасад, где заложены фанерой, а где попросту выбиты. Стены с осыпающейся штукатуркой можно снимать в фильме о Сталинградской битве. А на балкончике в торце здания растет молодое, но уже крепкое деревцо. Выщербленные лестницы внутри дома, прогибающиеся полы в длинных общих коридорах, где дыры в паркете накрыты фанерой, дополняют общую картину гибели здания. Но не завершают ее. Потому что лифт в доме на ходу (!), в проемы врезаны новые металлические двери. Дом-то по-прежнему обитаем". Как сообщил "МК" один из жильцов, "из 60 квартир в доме заселены 17. Только отдельный коммунальный блок давно заброшен и пустует. Жильцы исправно платят за коммунальные услуги, да и сами стараются поддерживать дом "на плаву". Так, в пустых квартирах они наладили отопление и прогревают их, борются с наступающей сыростью. А заодно пытаются выяснить статус дома и свои права. Сделать это нелегко. Судьбу дома власти решают уже десятилетия, и будущее обитателей бывшей "коммуны" никто предсказать не берется",- констатирует газета. "В мэрии говорят, что вплотную заняться памятником мешают собственники. Квартиры в доме приватизированы, а значит, жильцам, согласно ЖК, нужно предоставить достойную компенсацию. Кроме того, половина квартир принадлежит не отдельным гражданам, а компании (по данным "МК" - крупной риэлторской конторе), которая не намерена добровольно отказываться от столь лакомого куска". Самый реальный вариант - создание в знаменитом на весь мир "доме-корабле" гостиницы: "апартаменты в доме можно будет приобрести в частную собственность, получить пожизненное право пользоваться ими несколько раз в год, а в остальное время через гостиничного оператора сдавать в аренду туристам. "Покупателями могут стать иностранные поклонники конструктивизма. Таких предложений на мировом рынке недвижимости раз-два - и обчелся. Апартаменты в доме Гинзбурга будут пользоваться бешеным спросом, а высокая цена позволит инвестору быстро окупить свои вложения", - уверен высокопоставленный чиновник горадминистрации".

"Информационный "удар" должен стать главным средством борьбы с градостроительными конфликтами - недавнее распоряжение столичного правительства обязало чиновников, имеющих отношение к новому строительству, в подробностях объяснять разъяренным горожанам, кто, что, где и зачем строит", сообщают "Известия" от 12 октября. По данным газеты, "районные власти обязаны в течение месяца через районные газеты или интернет известить общественность о том, что и где планируется возвести. Если конфликт все-таки разгорелся, то не позднее чем через неделю инициативные группы должны получить возможность встретиться с ответственными за стройку чиновниками. Главу стройкомплекса Владимира Ресина распоряжение обязывает раз в квартал докладывать правительству города о существующих конфликтах и их причинах, при этом главный строитель должен назвать виновных в ситуации чиновников и даже предложить им меру наказания. Кроме того, нескольким городским департаментам дается 3 месяца на разработку законодательного акта о публичных слушаниях по проектам развития территорий". Правда, отмечает автор материала Анна Гараненко, "Несмотря на видимую прогрессивность документа, его содержание вызывает у общественников, постоянно занимающихся проблемами градконфликтов, некоторый скепсис". Как прокомментировал "Известиям" глава Комитета защиты москвичей Алексей Навальный, "это напоминает ритуальные пляски, которыми стройкомплекс отвечает на участившиеся скандалы вокруг точечной застройки". "Все, что требует распоряжение, власти и так обязаны делать по закону "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений", подчеркнул правозащитник.

Пока же соответствующие меры не приняты, жильцы решают проблемы нежелательной точечной застройки методами "прямого действия". И порой это даже дает искомый результат. "Обитатели улиц Большой Очаковской и Марии Поливановой вчера обнаружили в своих почтовых ящиках поздравительные открытки. Но не в честь очередного календарного праздника. Поводом для радости стал запрет на строительство очередной высотки, грозившей разрушить их родные дома", - пишет "Труд" (номер от 18 октября). "Вот результат, к которому пришли жильцы злополучных домов, после того, как в землю были вбиты только первые 225 бетонных свай: из поврежденной канализации в подвалы полилась вода, в отдельных местах глубина луж достигает полутора метров. Из некоторых зданий повылетали старые силикатные кирпичи. <...> Жильцы, вставшие на вахту возле собственных подъездов, пытались пресечь хулиганство. Доходило до откровенных стычек. В одной из них два здоровенных мужика-строителя, хотевшие спилить березы во дворе, набросились с кулаками на протестовавших женщин. Все это, кстати, происходило на глазах милиции, которая отмахнулась - мол, мы ничего не видели. Потребовалось устроить несколько пикетов, чтобы муниципальные власти пошли на попятную. Своим решением заместитель префекта ЗАО "заморозил" стройку до того момента, как будет решен вопрос с предоставлением обитателям злополучных домов нового жилья". В материале описан еще ряд подобных случаев протеста жителей против точечной застройки.

А "Московская правда" в номере от 18 октября продолжает тему Южного Бутово, публикуя фамилии тех, кто, по мнению автора материала Ивана Быстрова, решил извлечь максимальную выгоду из конфликта, оформляя договоры дарения на нескольких новых собственников, которые теперь требуют у столичных властей по отдельной квартире. "К сожалению, подобная практика, связанная с приобретением в собственность нескольких квадратных метров жилой площади в домах и районах, предназначенных под снос, и последующим выдвижением требований к городским властям о предоставлении новых квартир, довольно распространена как в Москве, так и в других городах и граничит с банальным мошенничеством", констатирует газета, по данным которой "большинство жителей сносимых домов предпочли не участвовать в конфликте, а наоборот, с радостью восприняли предложенные им квартиры и компенсации. Остальным же, для кого квадратные метры в бутовских халупах являлись отнюдь не местом проживания, а средством для сомнительного и отнюдь не слабого заработка, теперь не остается ничего иного, кроме как "стоять до конца". Вот только при этом почему-то хочется, чтобы этот самый "конец" наступил поскорее и не остался без внимания соответствующих структур", отмечает "Московская правда" (номер от 20 октября). "Инвестора проекта (группа "СТ Девелопмент" Шалвы Чигиринского), судя по всему, не устроили двухлетние наработки российских архитекторов из Моспроекта-2, и им на помощь недавно призвали мировую звезду - архитектора Нормана Фостера. Вчера сэр Фостер лично представлял свои соображения, что надо построить под боком у Кремля - "в месте, которое можно назвать ДНК Москвы". И получил от архитектурной общественности столицы сполна - судя по ее реакции, европейский зодчий, признанный мастер современной архитектуры, ДНК Москвы расшифровал неудачно". Столичные власти, включая мэра Москвы Юрия Лужкова и главу Москомархитектуры Александра Кузьмина, раскритиковали и овальную форму нового киноконцертного зала взамен сносимого, и этажность строений. В ответ сэр Фостер "пообещал учесть все замечания, снизить этажность, учесть рельеф, но заметил, что коммерческая составляющая проекта при таком подходе заметно пострадает". "Мы, понимая всю значимость этого места для города, готовы пойти на уступки инвесторам и найти возможность компенсировать им то, что мы сейчас так серьезно подкорректировали - пообещал Лужков".

Еще об одном "гостиничном" проекте сообщает "Бизнес" (№ 195 (460) от 18 октября). По данным газеты, "близкая к Олегу Дерипаске девелоперская компания "БЭЛдевелопмент" реализует совместный проект со студией "Тритэ" Никиты Михалкова. На месте здания, собственником которого является студия Михалкова, структура Дерипаски построит апарт-отель. "Здание в Малом Козихинском переулке, собственником которого выступает студия, будет снесено, а на его месте построен апарт-отель площадью более 8 тыс. кв. м", - рассказал "Бизнесу" генеральный директор компании "БЭЛ-девелопмент" Игорь Жуков. По его словам, первые два этажа комплекса площадью около 2 тыс. кв. м будут отданы под офисы, куда и переедет студия "Тритэ", остальную часть здания займут 25 апартаментов, в том числе два пентхауса". По мнению аналитиков рынка недвижимости, основными клиентами апартаментов (около 70%) в новом комплексе "БЭЛ-девеломент" станет топ-менеджмент крупных иностранных компаний.

Официальная газета правительства Москвы "Тверская,13" в номере от 12 октября публикует стенограмму телепередачи "Лицом к городу", гостем которой стал глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Решение проблемы обманутых соинвесторов строительства, строительство жилья для военных, снос пятиэтажек и возведение высоток, проект реконструкции ленинградского проспекта - вот только некоторые из затронутых в интервью тем. В частности, отмечалось, что в 2006 году сократилось число поступающих на "горячую линию" жалоб от москвичей на плохое качество квартир в новостройках. "Недоделок не должно быть, но они всегда есть", прокомментировал Ресин. "Для контроля есть государственная комиссия. Она составляет ведомость недоделок, определяет исполнителей и сроки, за которые эти недоделки должны быть устранены... Порой строители пытаются переложить вину на проектировщиков или поставщиков сырья. Но виноват всегда генподрядчик. Тот главный строитель, который сдает объект, отвечает за качество, который обязан принимать работы у своих субподрядчиков и который несет полную ответственность перед теми людьми, для которых он строит. <...> Наша задача в том, чтобы после приемки государственной кjмиссией дома люди не жаловались. А пока все крупные строительные организации вынуждены держать отдельные бригады, которые специально работают по устранению недоделок, сигналы о которых поступают на "горячую линию".

Вероника Шарова

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.