Для обеспечения угольных предприятий порожними вагонами государство должно принять решение по созданию частных компаний, которые могли бы взять на себя функцию перевозчиков 50% транспортируемого по железной дороге угля. Как 17 октября сообщает корреспондент ИА REGNUM, такое решение проблемы озвучил министр транспорта РФ Игорь Левитин на пресс-конференции в Кемерове. Он отметил, что частные компании выходят на уровень перевозок, "которые мы потеряли 15 лет назад".

"Перевозка нефтепродуктов сегодня осуществляется на 60% частными компаниями, а 40% перевозит РЖД, которая является публичным перевозчиком, - отметил Левитин. - Кузбасс рождает угольные потоки и дает работу железнодорожному транспорту. А состояние железной дороги можно охарактеризовать как высокий износ объектов инфраструктуры и отсутствие исправных грузовых вагонов".

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев отметил, что на сегодняшний день на складах региона лежит 6 млн. тонн угля при нормативе 3 млн. тонн. Кузбассу, по его словам, нужно 8 тыс. вагонов в сутки. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в ноябре среднесуточная погрузка должна достигнуть 7 650 вагонов в сутки (на 3% больше чем в прошлом году). Сейчас ежесуточно отгружается чуть более 7,1 тыс. вагонов. С середины июня в администрацию области начали поступать жалобы от руководителей угольных предприятий на недостаточное обеспечение порожними вагонами. Только за 11 дней октября общий недогруз составил 6 400 вагонов. Практически все компании из-за этого не выполняют объемы перевозок.

Тулеев также отметил, что в ближайшее время необходимо решить вопрос о компенсации средств, которые приходится платить частнику за провоз порожняка. "В чем вина Кузбасса, что он располагается в географическом центре России? - риторически спросил он. - От нас 4 тысячи км на запад и столько же на восток. Мы находимся в неравных условиях с теми, кто, к примеру, находится на границе, вблизи морских портов. Нам невыгодно возить уголь, мы теряем на этом конкурентоспособность".

Министр транспорта сказал, что в 2007 году планируется выделить инфраструктурные тарифы, "чтобы понимать, какова себестоимость перевозок". "Сегодня компании уже переходят на раздельный учет стоимости пассажироперевозок, перевозок угля и так далее, - пояснил он. - Должна быть компенсация тарифов железнодорожной инфраструктуры с учетом приоритетных перевозок, определяемых правительством". В следующем году министерство выйдет с правилами перевозок по железной дороге, которые уже разработаны, но еще не прошли согласование в некоторых органах власти.

Левитин также отметил, что необходимо выработать баланс углей хотя бы на 10 лет. Специалисты должны знать, сколько угля необходимо для внутренних и экспортных перевозок. Губернатор Кузбасса добавил, что он вместе с руководителем "Газпрома" писал президенту письмо с просьбой увеличить экспорт газа и заменить его углем на внутреннем рынке. "Мы приложили список 20 тепловых станций, которые перевели с газа на уголь, - сказал он. - Таким образом добавится 17 млн. тонн угля на рынке страны. Подвижки есть, но пока еще нет договоренности".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, о перестройке энергетического баланса разговор шел в сентябре этого года во время разработки новой стратегии топливного обеспечения российской энергетики: основную ставку специалисты сделают не на рост поставок газа, дефицит которого, по оценкам экспертов, уже сейчас составляет около 30%, а на перевод внутренних потребителей на уголь, чтобы обеспечить экспортные планы "Газпрома". Левитин также добавил, что проблемам реформирования железнодорожного транспорта будет посвящено заседание правительства в ноябре этого года.