В Минпромэнерго России состоялась презентация первого этапа разработки Генеральной схемы развития нефтепроводного транспорта на период до 2020 года, сообщили 13 октября 2006 года корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Минпромэнерго.

По заказу министерства НИР "Разработка генеральной схемы развития нефтепроводного транспорта на период до 2020 года" выполняет Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов (ОАО "ВНИИСТ"). Презентация проходила в рамках рабочей группы президиума генерального совета партии "Единая Россия" по вопросам развития транспортной системы России, в которой заместитель министра промышленности и энергетики Российской Федерации Андрей Дементьев является председателем экспертной подгруппы по развитию трубопроводного транспорта. В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации, Минэкономразвития России, Минтранса России, ОАО "АК "Транснефть", ОАО "АК Транснефтепродукт", ОАО "НК "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "РЖД" и профильных научно-исследовательских организаций.

Заместитель министра подчеркнул актуальность и общеэкономическую значимость темы представленного исследования. По его словам, "от того насколько качественно получится этот проект, во многом зависит эффективность нефтяной отрасли страны, а значит, и существенной части российской экономики, ведь на основании результатов НИР будут приняты важнейшие управленческие решения".

В ходе исследования было проанализировано текущее состояние магистрального трубопроводного транспорта нефти, подготовлен прогноз внутреннего и внешнего рынка потребления нефти, составлен обзор сырьевой базы России, а также проведен анализ существующей схемы магистральных нефтепроводов и путей развития магистрального нефтепроводного транспорта.

Представитель ОАО "ВНИИСТ" Юрий Пашуков подчеркнул, что к 2020 году возможно изменение структуры добычи нефти в связи с вводом новых месторождений на востоке Сибири, Тимано-Печерской НГП и снижением добычи на традиционных месторождениях (Западно-Сибирская НГП, Волго-Уральская НГП). Также, по мнению эксперта, произойдет изменение структуры отечественной нефтеперерабатывающей промышленности в сторону увеличения глубины нефтепереработки и строительства экспортно-ориентированных НПЗ. Основными направлениями экспорта нефти к 2020 году станут: Азиатско - Тихоокеанское (трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий Океан), Северо-Европейское (Балтийская трубопроводная система), Северное направление (нефтепровод Харьяга - Индига) и Южное (Новороссийск).

Как заявили исполнители НИР, Генеральная схема развития магистральных нефтепроводов на период до 2020 года в состоянии обеспечить внутренние потребности России (поставка нефти на НПЗ России), прием и поставку потребителям нефти из традиционных и новых центров нефтедобычи, диверсификацию экспортных направлений, транспортировку на внутренний рынок и на экспорт наиболее оптимистичных прогнозных объемов добычи нефти.

Подводя итоги мероприятия, Андрей Дементьев отметил: "Для нас важны не только вопросы нефтяных экспортных направлений и инфраструктурное обеспечение нефтепроводов. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы добываемая нефть перерабатывалась на отечественных НПЗ, чтобы российская продукция высокой переработки перевозилась на танкерах, производимых на наших заводах. Другими словами, стратегия разработки генсхемы нефтепроводного транспорта должна рассматриваться в комплексе с вопросами развития химии, нефтехимии, судостроения, которые, кстати, включены в планы рассмотрения Правительством РФ. И в итоге, документ, определяющий генсхему, получится не менее весомым и важным, чем стратегии перечисленных отраслей".

В ближайшее время состоится рассмотрение Генеральной схемы развития нефтепродуктопроводного транспорта на период до 2020 года.