Виктор Якубян: Тбилиси готовит двойной удар по позициям Москвы и Еревана

Баку, 10 октября 2006, 21:17 — REGNUM  9 октября в Москве состоялось очередное заседание армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В тот же день пресса сообщила о некоей договоренности, достигнутой между сторонами, которая призвана облегчить ситуацию для армянской стороны в свете экономических санкций, принятых Россией в отношении Грузии. Напомним, что санкции российской стороны, примененные в отношении Грузии после ареста и освобождения российских офицеров из Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), коснулись также и транспортной сферы, в том числе автомобильных и железнодорожных перевозок. В данной ситуации Армения оказалась в не менее затруднительном положении, чем сама Грузия.

"Транзит грузов из Армении через территорию Грузии в Россию и обратно не будет остановлен", - заявил секретарь Совета национальной безопасности при президенте Армении, министр обороны Серж Саркисян по итогам заседания комиссии в Москве. Его коллега, сопредседатель комиссии от российской части, министр транспорта РФ Игорь Левитин сделал, пожалуй, сенсационное заявление о том, что "транспортировка грузов из России в Армению и из Армении будет проходить через порт Самсун (Турция), оттуда - в порт Кавказ (Россия), а затем - в Поти (Грузия)". К концу нынешнего года, по заверению министров, между портами Кавказ и Поти будут курсировать два железнодорожных парома. Пока между этими портами ходит один паром на 20 вагонов, добавил Серж Саркисян.

Из всего вышесказанного следует сделать один вывод. Отныне поставок грузов в Армению из России по маршруту Порт "Кавказ" - Поти (Грузия) осуществляться не будет. Санкции в отношении Тбилиси, предусматривающие практически полную остановку товарооборота между Россией и Грузией, вынудили Россию пойти на поиск довольно оригинальных путей сообщения с Арменией. Здесь стоит отметить, что прямое транспортное сообщение между Арменией и Турцией прервано с самого момента обретения независимости Арменией и вряд ли в ближайшее время будет восстановлено.

Таким образом, согласно задумке, российские грузы из порта "Кавказ" будут поступать в турецкий порт "Самсун", затем переправляться практически в обратном направлении в грузинские порты Батуми или Поти, и уже затем перегоняться в Армению. Таким образом, Турция становится вторым транзитным посредником (грузины таковыми остаются в любом случае) в армяно-российском грузообороте.

К перспективам данного проектного маршрута стоит отнестись с известной долей скептицизма, поскольку здесь речь даже не в политических или технических сложностях его осуществления. В данном случае речь идет об очевидном отсутствии смысла и логики решения. Такой крюк в сторону Турции в разы поднимет транспортные расходы армянских и российских компаний, которые уже давно проторили другой маршрут Поти - Ильичевск (Украина) и вряд ли от него откажутся. Даже без крюка в сторону порта Самсун, направление Порт "Кавказ" - Поти не выдерживало конкуренции с украинским направлением в силу своего низкого потенциала. В настоящее время за один рейс железнодорожный паром по данному маршруту способен переправить всего 18 крытых вагонов.

Но дело здесь больше не в "оригинальном" выходе из ситуации, который "нащупали" российское и армянское правительства. Гораздо важнее тот настрой, который демонстрирует российская сторона. По сути, предлагая Армении турецкий перевалочный пункт, российские власти дают понять, что санкции в отношении Грузии будут носить долгосрочный характер. Можно также сделать вывод, что другой возможный маршрут сообщения с Арменией - через Каспийское море и Иран - практически не фигурирует на повестке.

В Москве министр обороны Армении Серж Саркисян провел целый ряд встреч, в том числе с руководством МИД России. По данным российской стороны, стороны обсуждали ситуацию в регионе в контексте обострения грузино-российских отношений, а также сценарии выхода Армении из создавшегося тупика.

Естественно, в ситуации массированного экономического нажима со стороны, определенные сценарии просчитывает и грузинское руководство. По некоторым данным, Грузия ведет усиленные консультации с США, Азербайджаном и Турцией относительно дальнейших своих действий. Грузинское руководство, прежде всего, готовится к ожидающемуся повышению тарифов на поставляемый из России природный газ. Источники свидетельствуют, что с 1 января 2007 года цена на газ для Грузии составит $250 за 1000 кубометров. В ответ грузинская сторона выдвинет России ответный ультиматум, согласно которому транзит газа по грузинской территории в Армению будет стоить уже не 30 долларов за перекачку 1000 кубометров газа, а $75 (после первого повышения тарифов на газ для Грузии с $55 до $110, Тбилиси поднял стоимость транзита в Армению вдвое - с $15 до $30). Данное предложение грузинской стороны, естественно, будет отвергнуто "Газпромом", что не станет "сюрпризом" для грузинских политиков. Параллельно, грузинская сторона вернется к практике несанкционированного отбора газа, который предназначен Армении.

Вместе с тем, уже 20-го января Грузия планирует получить первый газ из Азербайджана по магистрали Баку-Эрзрум. Именно с этого момента будет введен в действие план, как свидетельствуют источники, полностью одобренный Вашингтоном. Турция откажется от закупок газа из Азербайджана в пользу Грузии, что позволит Тбилиси поставить вопрос о консервации Транскавказского газопровода, который доставляет газ из России в Армению через Грузию. Таким образом, будет закрыт и вопрос приватизации данной магистрали, к чему так стремился "Газпром" и чему так упорно сопротивлялись США.

Итак, зима 2006 года станет своеобразным моментом истины в становлении новых правил игры на Южном Кавказе. Период этот станет испытанием не только для Грузии, ставшей мишенью жестких экономических санкций со стороны России, но и для Армении, ставшей невольной заложницей грузино-российских противоречий. Еревану остается надеяться на строящийся газопровод Иран-Армения, который должен быть запущен к концу 2006 года.

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Южного Кавказа

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.05.17
Знали ли японцы о планах Германии напасть на СССР?
NB!
25.05.17
Страны ОПЕК+ намерены продлить соглашение: чего ждать?
NB!
24.05.17
«Манчестер Юнайтед» — победитель ЛЕ 2016/17
NB!
24.05.17
Военный Донбасс: ЛНР проводит учения для детей, ВСУ подтягивают наемников
NB!
24.05.17
Керри порекомендовал американцам учить русский язык
NB!
24.05.17
Ответ на победу Рухани: США, Саудовская Аравия и Израиль против Ирана
NB!
24.05.17
Широко шагает Азербайджан (Л. И. Брежнев)
NB!
24.05.17
В Петербурге предлагают через референдум забрать мандаты у шести депутатов
NB!
24.05.17
МИД РФ о Молдавии и ПМР: Нам не привыкать слышать обвинения в «оккупации»
NB!
24.05.17
«Бизнес без инфаркта»? Предприниматели Кургана ждут помощи Путина
NB!
24.05.17
Путин: Надо повысить зарплаты бюджетникам, не попавшим в «майские указы»
NB!
24.05.17
Госдума призвала ПА ОБСЕ осудить запрет интернет-ресурсов РФ на Украине
NB!
24.05.17
В Красноярском крае от огня пострадало уже порядка 70 домов
NB!
24.05.17
Памятник ЮНЕСКО под Владимиром украсили клозетом
NB!
24.05.17
IT-компании смогут уплачивать льготные страховые взносы до 2023 года
NB!
24.05.17
МВД РФ не может сказать, чем Навальный лучше других граждан РФ
NB!
24.05.17
Владельцев земель, используемых не по назначению, не будут карать дважды
NB!
24.05.17
Мэрия Москвы молчит о том, кто признал пятиэтажки аварийными
NB!
24.05.17
Нефтепровод между Украиной и Белоруссией: «очередной шантаж Лукашенко»
NB!
24.05.17
«Охота на ведьм»: Молдавия активизирует борьбу с «российской пропагандой»
NB!
24.05.17
ГД просит ПА ОБСЕ потребовать от Киева отмены запрета на соцсети РФ — текст
NB!
24.05.17
ЛНР: В рядах ВСУ воюют арабские наемники