Армения-Россия

Между Россией и Турцией

Российско-турецкое сближение в Армении всегда воспринималось негативно. То, что происходит в российско-турецких отношениях, можно назвать "прощупыванием возможностей". Об этом в ходе пресс-конференции в Ереване заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян. "Инициатива создания Кавказской платформы, визит турецкого лидера в Москву еще ничего не значат. Это еще не ось. Пока российско-турецкое сотрудничество не представляет опасности для Армении", - отметил Искандарян. В то же время он добавил, что официальный Ереван должен реагировать на все возможные импульсы и следить за развитием событий. ("Панорама").

"Сближение России и Турции всегда являлось для Армении причиной для беспокойства. Тем более теперь, когда это сближение происходит на подчеркнуто антизападной почве. Это сближение, безусловно, опасно, поскольку, в итоге Армения становится аутсайдером как для России, так и для Турции. Какой-либо перспективы выхода из такого положения не будет, если Армения не проявит инициативы или не примет нестандартных решений. Судя по тому, как развиваются события, армянская политическая мысль, как и столетия назад, сегодня продолжает топтаться между шестеренками монголо-византийской этики и русской и турецкой провинциальной эстетики, а следовательно возможности преодолеть эту угрозу в ближайшем будущем не вижу", - сказал в газете "Аравот" эксперт Армянского центра политических и международных исследований Рубен Меграбян. "Армяно-турецкие отношения, как и армяно-российские отношения, являются одним из главных залогов безопасности Республики Армения. До тех пор, пока дипломатию в Москве будет представлять какой-то непонятный музыкант, а Турцией будут заниматься наводящие скуку лица из Академии наук, мы не сможем вести нормальную политику по отношению к этим странам. При этом мы не ищем выхода из сложившейся ситуации", - полагает Меграбян. По его словам, необходимо пересмотреть сохранившиеся между Арменией и Россией вертикальные отношения и вернуться в поле горизонтальных достойных и взаимовыгодных отношений. "Это возможно, и это будет воспринято Россией. Лучшим примером являются отношения, существовавшие в 1990-99 годах", - заметил Меграбян.

Политика и кризис

Россия использует финансовые резервы для поддержания стратегических союзников. "Если Москва действительно может позволить крупномасштабную помощь соседним странам, это показывает, что она действительно может стать реальным лидером. Для того, чтобы поддержать это впечатление, Россия предлагает различные инициативы, например, в последнее время Кремль начал разрабатывать несколько проектов соглашения между странами СНГ, касающихся свободной торговли. Однако неспособность союзников погашать кредиты представляет опасность для России", считают российские эксперты, пишет "The Messenger Online". В статье также отмечается, что Москва крайне заинтересована в обеспечении бесперебойного транзита энергоносителей странам-потребителям. Несмотря на мировой экономический кризис, Россия предоставила Армении стабилизационный кредит на $500 млн., Кыргызстан получил $2 млрд., а Беларусь - $1 миллиард. Также ведутся переговоры о выделении кредита Украине на сумму в $5 миллиардов. Аналитики полагают, что Россия в действительности не хочет давать таких кредитов, но вынуждена это делать, чтобы сохранить свое влияние и перспективы дальнейшего укрепления своих позиций в случае, если соседние страны захотят ориентировать свою политику на Вашингтон и Брюссель.

Как сообщает армянская служба радио "Свобода", министр финансов России Алексей Кудрин на днях заявил, что даже в случае ощутимого роста цен на нефть - до 55 долларов за 1 барель, экономика страны продолжит сокращаться. "Свобода", со ссылкой на российские СМИ, передает, что в ходе встречи с руководителями налоговой службы Кудрин заявил, что в ближайшие 3 года серьезного роста бюджетных поступлений не будет. Российской министр признался, что инвесторы продолжают покидать Россию. Согласно озвученным Кудриным данным, в январе из России вывезено около 40 млрд долларов. Он также сообщил, что, по сравнению с январем 2008 года, экономика России за нынешний январь сократилась на 8,8%.

Генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил, что в условиях всемирного финансово-экономического кризиса в России возможно возрастание социальной напряженности, что может привести к межнациональным и межконфессиональным конфликтам. "В условиях ужесточающегося всемирного финансово-экономического кризиса в стране растет социальная напряженность, и этот фактор является катализатором межнациональных и межконфессиональных конфликтов и представляет угрозу конституционному строю и безопасности государства", - сказал генпрокурор РФ. ("168 Жам").

Хотят ли в России такого президента, как Серж Саргсян?

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", на сайте радиостанции "Эхо Москвы" размещен опрос, озаглавленный: "Хотели бы вы, чтобы Россией руководил такой человек, как президент Армении Серж Саргсян?" К опросу приложены также три фотографии Саргсяна, которые, по словам газеты, "дают наилучшее представление о Саргсяне". На момент публикации "АЖ", результаты опроса были следующими: "да" - 47 голосов или 18,7%, "нет" - 176 голосов или 70,1% и "затрудняюсь ответить" - 28 голосов или 11,2%. Согласно газете, к результатам опроса были приложены "довольно примечательные комментарии", оставленные посетителями сайта. "Представить без изменений можно лишь один из этих комментариев, поскольку в остальных "наилучшим" образом выражены отношения читателей к Саргсяну, а в некоторых случаях - и к армянскому народу в целом". По словам газеты, в комментарии говорится: "Мне интересно, чем руководствуются те, кто голосует "да". 90 процентов населения Армении мечтает вышвырнуть такого "президента", который в ходе президентских выборов набрал от силы 30 процентов, но "традиционными" методами стал президентом".

Армения-Грузия

В Армении продолжают откликаться на арест полицией Грузии 22 января двух армянских активистов - директора Молодежного центра Ахалциха Григора Минасяна и председателя благотворительной организации "Шарль Азнавур" Саркиса Акопджаняна. Им было предъявлено обвинение в создании незаконного вооруженного формирования и в шпионаже. Ранее в Грузии были арестованы лидер движения "Единый Джавахк" Ваагн Чахалян и несколько членов организации. В Джавахети считают аресты армянских активистов репрессиями и провокацией. На настоящий момент в объединенном крае Самцхе-Джавахетия в Грузии проживают 238 тысяч человек, из которых 53 процента - армяне. При этом в Ахалцихском и Ниноцминдском районах численность армянского населения составляет 90 процентов.

Газета "Азг" распространила совместное заявление Земляческо-благотворительной организации "Джавахк", аналитического центра "Митк" и Союза общественных организаций "Еркир" по репатриации и освоению, приуроченное к двухдневному официальному визиту в Армению министра ИД Грузии Григола Вашадзе. В заявлении, в частности, говорится: "Продолжающиеся с июля 2008 года по сей день в армянонаселенном регионе Грузии Самцхе-Джавахк-Цалка антиармянские репрессии день ото дня приводят к нагнетанию среди местного армянского населения атмосферы страха и отчаяния, что, в свою очередь, приводит к росту темпов эмиграции армян из региона. Указанные явления можно характеризовать как проводимую грузинскими властями целенаправленную политику "демографического террора", основной целью которой является "успокоение" и "интеграция"-ассимиляция армянства Грузии и Джавахка и установление тем самым полного и абсолютного контроля над регионом посредством уничтожения армянских общественно-политических структур и нейтрализации армянских общественно-политических деятелей. Мы призываем армянские власти внести в повестку армяно-грузинских межгосударственных отношений следующие четыре проблемы и проявить последовательность в вопросе их решения:

- Немедленное прекращение репрессий в Джавахке, а также прекращение уголовного и судебного преследования и освобождение из-под стражи арестованных с июля 2008 года джавахкских общественно-политических деятелей Ваагна Чахаляна, Григора Минасяна, Саргиса Акобджаняна и Гриши Авакяна.

- В регионах компактного проживания армян в Грузии (Самцхе-Джавахк и Цалка) в законодательном порядке разрешение использования армянского языка во всех сферах общественной жизни и, в частности, в административных учреждениях.

- С целью уменьшения масштабов эмиграции армянской молодежи Джавахка, создание совместного армяно-грузинского университета в Ахалкалаки.

- Юридическая регистрация Армянской Апостольской церкви и возвращение конфискованных армянских церквей.

Единственной гарантией для долгосрочного устойчивого развития армяно-грузинских отношений является уважение прав армянства Грузии и, в частности, Джавахка. Перед грузинскими властями нет никаких объективных преград для разрешения проблем грузинских и джавахкских армян, тем более, что это напрямую исходит из обязательств, взятых Грузией по защите прав этнических меньшинств. Грузинскому руководству не достает лишь политической воли. Политика пренебрежения и замалчивания справедливых требований армянства Грузии и Джавахка уже полностью себя исчерпала".

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", в ходе совместной пресс-конференции министров ИД Грузии и Армении в Ереване Григол Вашадзе, отвечая на вопросы армянских журналистов об арестах армянских активистов в Джавахке, сказал: "Не могу сказать, что это проблема Джавахка. Арестованы 2 гражданина Грузии. Они арестованы не потому, что живут в Джавахке или являются армянами, а потому, что есть состав преступления. Их права защищены, в процессе участвуют адвокаты". Как отмечает газета, когда делалось это заявление, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян понуро озирался на журналистов, "что и естественно: что мог ответить министру ИД Грузии министр страны, в которой есть несколько десятков политзаключенных, которые также арестованы по абсурдному обвинению в узурпации власти?"

Как сообщает газета "Новое время", акция протеста c требованием освобождения двух армянских активистов, арестованных в Джавахке, прошла на днях у здания посольства Грузии в Армении. Участники акции, которых было примерно 300 человек, пришли с плакатами и лозунгами: "Джавахк - моя Родина", "Свободу Джавахку", "Нет репрессиям в Джавахке". Основной их целью была передача петиции Чрезвычайному и Полномочному послу Грузии в Армении Ревазу Гачечиладзе. Как заявил на митинге депутат парламента республики, председатель земляческо-благотворительной организации "Джавахк" Ширак Торосян, одним из главных требований было освобождение главы Молодежного центра Ахалциха Григора Минасяна и председателя благотворительной организации "Шарль Азнавур" Саркиса Акопджаняна. Кроме того, собравшиеся требовали придания армянскому языку статуса регионального и определения юридического статуса Армянской епархии в Грузии. Торосян и председатель молодежной организации "Джавахк" Артюша Григорян передали петицию послу Грузии в Армении, который обещал оперативно перевести ее на грузинский язык и передать в соответствующие органы.

Газета "Чоррорд ишханутюн", сообщая о митинге по вопросу Джавахка, пишет: "Получается, что когда армян притесняют власти Грузии, то против этого протестовать можно, а когда власти Армении в центре Еревана расстреливают своих граждан, то протестовать против этого строго запрещено. А может, политики во всем этом нет? Может, армяне Джавахка поднимают только социальные вопросы? Может, и так, но мы хорошо помним, как красноберетники избивали таксистов и работников ярмарок, которые, кстати, тоже поднимали социальные вопросы".

По следам "1-го марта"

Теперь уже никто не пытается опровергнуть, что 1 марта 2008 года Роберт Кочарян совершил тягчайшее государственное преступление. Это настолько очевидно, что любое возражение бессмысленно. В этот день Кочарян вывел армию против народа, приказал стрелять в народ, и все это совершенно не имеет никакого отношения к "охране общественного порядка". И когда Армянский национльный конгресс заявляет, что 1-го марта Кочарян осуществил военный переворот, то возражать этому нечем. Это и есть военный переворот, когда вооруженные силы используются во внутриполитических целях, и в результате власть оказывается в руках того, у кого на это по закону права нет. После президентских выборов 19 февраля Серж Саргсян не получил права занимать должность президента, однако введя из приграничных районов в Ереван войска и использовав их против народа, Роберт Кочарян создал для него такую возможность. То есть, в классическом понимании, это был действительно военный переворот. ("Чоррорд ишханутюн").

Российские специалисты в области баллистики заявили, что идентифицировать специфические пули "Черемухи-7", применение которых привело к смерти трех гражданских лиц, не представляется возможным. Судмедэкспертиза показала, что Тигран Хачатрян, Армен Фарманян и Гор Клоян были убиты в результате применения полицией газового оружия, предназначенного для стрельбы газовыми пулями. Эти три смертельных случая оказались в центре внимания следователей, поскольку последовали в результате применения имевшегося у полицейских оружия. Эксперты утверждают, что смерть наступила вледствие неправильного обращения с оружием: все трое были убиты в упор и преднамеренно из оружия, предназначенного для рассеивания толпы. Еще в ноябре армянские следователи утверждали, что идентифицировать оружие по фрагментам пуль невозможно, в то время как российские эксперты считали это возможным. Прокуратура запросила данные у производителей оружия, а затем обратилась к экспертам Министерства внутренних дел России, которые ответили, что выяснить, из какого оружия выпущены пули, а значит, привлечь конкретных полицейских к ответственности за конкретные действия, представляется возможным. Комиссия по событиям 1 марта также выяснила, что такое оружие имелось только у четырех полицейских. Однако 13 февраля российские эксперты сообщили, что "следы, найденные на представленных пулях, не пригодны для идентификации", что стало причиной обвинений в "сговоре" между российскими и армянскими властями. В декабре временная комиссия НС по расследованию событий 1 марта направила письмо в российское Министерство внутренних дел с просьбой предоставить информацию о характеристиках пуль газовых гранат "Черемуха-7". Тогда же с разницей в один день письмо аналогичного содержания направил и прокурор. Однако комиссия не получила ответа на свое письмо, а прокурору ответ вручили прямо в Москве. Именно по этой причине представители оппозиции считают, что имеет место попытка замять дело. "Проблема в том, что в тот период представители полиции и, насколько я знаю, даже представители аппарата президента отправились в Москву с тем, чтобы с помощью "традиционных методов" получить нужный им ответ и провалить раскрытие дела", - говорит председатель партии "Новые времена" Арам Карапетян, утверждая, что "традиционные методы" подразумевают обман. "Эта экспертиза - только один из десятка способов выявления убийц, - сказал бывший министр внутренних дел Сурен Абрамян, имеющий 25-летний опыт проведения расследований. - При желании вопрос можно было бы урегулировать в течение нескольких дней". Он настаивает на том, что менее всего виноваты стрелявшие полицейские - к ответу нужно призвать тех, кто отдал приказ стрелять. "Наибольшую ответственность за случившееся несет тот, кто отдал приказ. Полицейский не имел права применять оружие самовольно". Омбудсмен Республики Армения Армен Арутюнян также относится к числу тех, кого не удовлетворили последние заключения. "Я не верю этим экспертным исследованиям, - говорит защитник прав человека. - Я не верю, что при наличии четырех полицейских (у которых было оружие) и трех убитых невозможно найти виновных". ("ArmeniaNow").

Ситуация совершенно ясна. 1-го марта трое граждан - Гор Клоян, Тигран Хачатрян и Армен Фарманян были убиты спецсредством "Черемуха-7". По официальной версии, спецсредство "Черемуха-7" использовали четверо полицейских. Правоохранительные органы Армении в поте лица пытаются доказать, что убийства раскрыть невозможно. Теперь же они перешли ко второму этапу своей деятельности - пытаются обвинить Клояна, Фарманяна и Хачатряна в совершении преступлений. Якобы они, сидя за рулем какого-то автобуса, погнали этот автобус на полицейских. Прежде они выскакивали из-за автобуса и стреляли, теперь автобусом шли в атаку, завтра автобус превратится в танк, на танке будет развеваться азербайджанский флаг, личный состав танка будет находиться в прямой связи с генштабом Азербайджана, и таким образом будет объяснено присутствие в центре Еревана карабахского спецназа, так будет объяснено побоище, устроенное гражданам Армении в центре их столицы. ("Айкакан жаманак").

"Сложившаяся в Армении ситуация не имеет прецедента в современной криминологии: есть три жертвы, четыре карабина, четыре стрелка, а мы не можем идентифицировать, от какого выстрела наступила смерть людей". Такое заявление сделал в ходе пресс-конференции 20 февраля член парламентской комиссии по изучению событий 1 марта 2008 года, руководитель Объединенной трудовой партии Гурген Арсенян. По его словам, если соответствующие органы не в состоянии установить, от чьего выстрела погибли трое участников митинга, то автоматически возникает два мнения. Первое - государство считает погибших мятежниками, смерть которых его не волнует, второе - все трое убиты одним полицейским-маньяком. Для того, чтобы развеять такую точку зрения, как отметил Арсенян, обязательно нужно установить истину. Лидер ОТП добавил, что работа комиссии напоминает пирамиду, члены которой на пути к ее верхушке "встречают глухое сопротивление". Арсенян, однако, не уточнил, со стороны кого оказывается это сопротивление. Он только отметил, что комиссия должна "ужесточить свою позицию и пригласить к разговору высокопоставленных лиц - бывшего начальника Полиции и бывшего министра обороны". По словам Арсеняна, есло до введения чрезвычайного положения против митингующих использовалась армия, то это нарушение закона. ("Ноян Тапан").

"Можно много говорить о непрофессионализме и ошибках полицейских, однако, думаю, именно зная об этом непрофессионализме и делая на него ставку, Левон Тер-Петросян намеренно обострил ситуацию. Это закон физики: если увеличить давление, то даже маленькая искра может вызвать пожар. Теперь искать, кто произвел эту искру, думаю, неверно. Во-первых, необходимо видеть, кто последовательно наращивал это давление, приведя к неминуемому взрыву. Другой вопрос, что наш народ проявил благоразумие, и пролитая кровь - возможно, невинных жертв - не привела к воспламенению, на которое, по-видимому, рассчитывали организаторы", - сказал в газете "Аравот" политолог Сурен Золян. Отвечая на замечание газеты, что "не Тер-Петросян отдавал приказ, который привел к смерти 10 человек, и надо выяснить обстоятельства их смерти", Золян сказал: "Конечно же, в этой части есть масса недочетов. Думаю, всего этого не было бы, если бы полиция не дала бы сведений, как выяснилось в дальнейшем, - ложных о том, что на плошади Свободы собран целый арсенал. Показали несколько пистолетов, однако арсенал так и не был найден. Фактически, либо агентура плохо сработала, либо полиция, которая не смогла обнаружить арсенал".

Общественная комиссия по изучению событий 1 марта обнародовала свой очередной доклад, посвященный "беспрецедентному беззаконию", а именно факту использования в центре города против мирных демонстрантов тяжелой бронетехники и армейских сил. Это противоречит закону, поскольку пунктами 12 и 13 ст. 55 Конституции РА четко установлено: вооруженные силы используются только в условиях военного положения. 1 марта 2008 года в нашей стране не было объявлено военное положение, а в условиях чрезвычайного положения использование армии не предусмотрено. "Унаследовав боеспособную и хорошо обученную армию, нынешние власти использовали ее не для противодействия внешним угрозам, а против собственного народа, с целью удержания власти с помощью грубой силы", говорится в докладе. Участие армии в мартовских событиях подтвердили также в Министерстве обороны РА, но со следующей оговоркой: "В сответствии с разработанной начальником гарнизона ВС и утвержденной начальником Генштаба ВС программой мероприятий на случай объявления чрезвычайного положения подразделения ВС, входящие в состав Ереванского гарнизона, были вовлечены в мероприятия по охране объектов особого государственного значения". Согласно подкрепленному видеозаписями докладу, 1 марта около 14 часов на территории, прилегающей к памятнику Мясникяну, появилась бронемашина - БТР войск Полиции. "Решение властей использовать против мирных демонстрантов тяжелую военную технику с боевым пулеметом, что является "нарушением внутригосударственного законодательства и международных конвенций", по мнению авторов, было провокационным шагом, цель которого заключалась в том, чтобы подтолкнуть митингующих на непредсказуемые действия. Соавтор доклада Владимир Карапетян подчеркнул, что именно вывод БТР против мирных демонстрантов вызвал у них естественную и законную реакцию - обеспечить необходимую защиту, что предусмотрено ст. 42 УК РА: "После 14 часов собравшиеся у памятника Мясникяну граждане, защищая свою личную неприкосновенность, здоровье и жизнь своих близких и других граждан, прибегли к самозащите, что является активным, а не пассивным правом". В докладе затронут также факт вооружения в присутствии представителей правоохранительных органов и военных мужчины в гражданской одежде. Согласно Специальной следственной службе, это был водитель Министерства обороны, который временно имел при себе оружие, закрепленное за старшиной колонны МО. "Нам удалось выяснить, что водитель служил в воинской части в одном из приграничных районов. Если учесть, что после полудня в Ереване находилось более 50 пассажирских и грузовых машин Минобороны со своими старшинами, можно с уверенностью утверждать, что после полудня 1 марта в действия правоохранительных органов были вовлечены несколько десятков вооруженных представителей МО и подразделения МО", говорится в докладе. Комиссия также располагает видеозаписью, из которой следует, что против мирных митингующих были выведены и сотрудники Военной полиции, которые осуществляли вооруженные действия. Между тем это является грубым нарушением закона "О военной полиции". Вопреки распространенному на днях сообщению Минобороны о том, что "в действия были вовлечены исключительно подразделения ВС, входящие в состав Ереванского гарнизона", комиссия представила видеоматериал, полученный от Reuters, который свидетельствует о том, что около 20 часов 1 марта из Ванадзора в Ереван направилась колонна тяжелой боевой техники, которая около 2 марта около 1.30 ночи оказалась в центре Еревана. "Ближайшими областями, откуда этим путем можно доставить БМП-1, являются Лори или Тавуш, где дислоцирован 3-й армейский корпус РА", отмечается в докладе. По словам военных экспертов, для того, чтобы добраться в Ереван, гусеничной технике требуется по меньшей мере 8 часов, следовательно, бронемашины вышли из приграничных районов до объявления чрезвычайного положения. Незаконный приказ о переброске в Ереван тяжелой бронетехники был отдан после полудня 1 марта", заявил Карапетян. Газета "Аравот" напоминает, что на тот момент о совершении митингующими "массовых беспорядков" или "узурпации оппозицией государственной власти", а значит об объявлении чрезвычайного положения не могло быть и речи. Общественная комиссия пришла к выводу, что переброска 1 марта армейских подразделений в центр Еревана явилась серьезнейшей угрозой государственной безопасности. Наряду с "неординарными обстоятельствами", изучение которых продолжается, это также означало ослабление контроля на границе РА, чем воспользовались азербайджанцы, организовав провокации. Под "неординарными обстоятельствами" авторы доклада имеют в виду участие в событиях военнослужащих из Нагорного Карабаха.

Комиссия намерена обжаловать в суде вопрос использования во время чрезвычайной ситуации Вооруженных сил Армении. А пока члены комиссии обратились к Защитнику прав человека РА с просьбой оспорить в Конституционном суде конституционность приказов об использовании армии 1 марта. Комиссия также обратилась в группу по сбору фактов относительно событий 1 марта с предложением изучить эти материалы и определить, содержат ли действия по вовлечению армии во внутриполитические и избирательные процессы состав преступления, предусмотренный ст. 300 УК РА, в частности, признаки насильственного удержания государственной власти, или есть ли основания расценивать происшедшее как военный переворот. Об этом заявил координатор Армянского Национального Конгресса Левона Зурабян. Он также подчеркнул, что "1 марта был совершен государственный военный переворот". ("Аравот").

"1 марта Министерство обороны Армении, в нарушение Конституции и законодательства страны, еще до объявления чрезвычайного положения было вовлечено в действия правоохранительных органов против мирных и безоружных митингующих (по сей день ни одному участнику митинга не предъявлено обвинение в ношении или использовании оружия), протестовавших против сфальсифицированных результатов президентских выборов. Ответственность за это несут бывший президент Армении Роберт Кочарян, бывший министр обороны РА Микаел Арутюнян, начальник Генштаба Сейран Оганян и начальник Ереванского гарнизона Юрий Хачатуров", заявил представитель общественной комиссии по изучению событий 1 марта Владимир Карапетян. ("Площадь"). Оценки прошедшего после выборов года

Заместитель председателя Республиканской партии Армении Размик Зограбян оценивает прошедший год в беседе с газетой "Айоц ашхар": "Что и говорить, в вопросах событий 1 марта, этих судебных процессов и в связи с правами человека у нас возникли определенные проблемы с европейцами. Но в глобальном смысле, думаю, европейцы не считают эти проблемы существенными. В конце концов, это решаемые вопросы. Армения в этом направлении работает, проедпринимает определенные шаги для осуществления требований резолюций ПАСЕ. Что касается прав человека, то они будут нарушаться до тех пор, пока существует человечество. И Армения, естественно, не исключение".

"Кризис в Армении не преодолен, более того, он с каждым днем углубляется. В течение всего прошедшего года Армения находилась, и сегодня находится под мониторингом Совета Европы. В течение одного года ПАСЕ приняла в отношении Армении 3 резолюции, ряд пунктов которых по сей день не выполнен. Выход из создавшейся ситуации один: в первую очередь, освободить всех политзаключенных, раскрыть и призвать к ответственности всех действительных организаторов 1-го марта, ответственных за жизни 10-ти погибших. После всего этого провести новые президентские и парламентские выборы. Это единственный путь выхода из кризиса. В противном случае, учитывая геополитическую обстановку, вопрос урегулирования Карабахского конфликта, всемирный экономический кризис - в Армении зреет социальный бунт. Если власти не попытаются начать по этим вопросам диалог с лидером Общенародного движения, я уверен, в республике создастся непредсказуемая ситуация",- сказал в беседе с гюмрийской газетой "Шрджапат" председатель Гюмрийского регионального отделения Союза добровольцев "Еркрапа", политзаключенный Ашот Закарян.

"За последние несколько месяцев число недовольных властями, сторонников смены власти выросло на 30-40 процентов. И это, в основном, благодаря самим властям. Оппозиция в этом вопросе не сделала столько, сколько сами власти. Что произошло за последний год? Общественность окончательно поняла, что в Армении и речи не было об осуществлении, а тем более об организации оппозицией насильственного переворота. Общественность убедилась в том, что 150 граждан Армении невинны и безосновательно очутились в тюрьмах. Сознание всего этого и приводит широкие массы общества к мысли о необходимости немедленной смены власти. В конце концов, в данном случае смена власти патриотична, поскольку, в противном случае потрясения обретут массовый характер и поразят все общество", сказал в беседе с газетой "Жаманак" член правления АОД Арам Манукян.

"Год назад, в преддверии президентских выборов, наверное все помнят, внутриполитическая обстановка была довольно напряженной. Причина была в том, что на политическое поле вернулся Левон Тер-Петросян, и вместе с АОДовскими группировками пытался всеми способами вернуть себе утерянную 10 лет назад власть. Оглядываясь назад, становится ясно, что их планы вернуться к власти путем выборов были неосуществимы, поскольку лишь 20 процентов избирателей доверились лидеру предыдущего режима. Потому они и избрали путь переворота, что и вызвало общественное столкновение. Сейчас внутриполитическая обстановка существенно стабилизировалась, а радикальная оппозиция за последние 4 месяца каких-либо публичных политических акций не проводила. А их лидер, по всей видимости, дал старт новому десятилетию молчания", - заявил в газете "Айоц ашхар" член парламентской фракции РПА Гагик Меликян.

Газета "Азг" подводит итоги прошедшему после президентских выборов году: "Никто не волен остановить время. Но можно было сделать так, чтобы 1-го марта не было. Теперь же, как бы ни хотелось вернуться в этот день и снова его начать, начать с чистого листа, чтобы не было бы жертв, не было бы непрощающих взглядов их родных, не было бы позорящих страну резолюций и различных "импортных" поручений, чтобы новоизбранный президент со спокойной совестью принялся бы за решение больших проблем этой маленькой страны - ничего не выйдет..."

Госдеп США и Human Rights Watch

Спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби, Чрезвычайный и Полномочный посол Польши в Армении Томас Кноте и советник по политическим вопросам ереванского офиса ЕС Андрей Диденко встретились в тюрьме с бывшим начальником предвыборного штаба первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, бывшим министром иностранных дел, политзаключенным Александром Арзуманяном. Как сообщили в центральном офисе Армянского Национального Конгресса, в ходе встречи обсуждались детали "Дела семерых", вопросы, касающиеся политзаключенных и внутриполитической ситуации. В тот же день Семнеби, Кнотхен и Диденко встретились с Левоном Тер-Петросяном, с которым обсудили внутриполитический кризис, а также пути преодоления тяжелого социально-экономического кризиса. Предметом особого обсуждения стал вопрос освобождения политзаключенных. На встрече присутствовали координатор центрального офиса АНК Левон Зурабян и представитель АНК Аветис Авагян. ("Лрагир").

В опубликованном 26 февраля докладе Государственного департамента США указывается на значительное ухудшение ситуации с правами человека в Армении в течение 2008 года. В докладе госдепа, посвященном правам человека, в который включены 190 стран мира, представлен подробный анализ поствыборных процессов в Армении. Особое внимание уделяется событиям 1 марта 2008 года в Ереване и арестам, которые последовали за ними. "Власти и представители властей допустили различные случаи нарушения прав человека, в частности, связанные с выборами президента и последующими за выборами массовыми акциями протеста", говорится в докладе госдепа и отмечается, что серьезные нарушения прав человека происходят в тех странах, где "безответственные власти получили безграничную власть или где программы правительства потерпели фиаско". "Власти Армении не позволили гражданам реализовать свое право на свободную смену правительства и подвергли людей арестам за их политическую деятельность. Для разгона политических митингов власти применили силу, которая привела в некоторых случаях к смертельному исходу. Власти использовали гонения и бюрократические меры для того, чтобы напугать и отомстить своим политическим оппонентам. Власти также избивали находящихся под стражей. Представители полиции и Службы национальной безопасности действовали безнаказанно", указывается в докладе Госдепа США по правам человека.

Согласно докладу, выборы президента 2008 года являются в значительной степени сфальсифицированными. Авторы, в частности, указывают на привилегированное положение премьер-министра в ходе предвыборной кампании, на проявление террора по отношению к избирателям, насилие по отношению к членам избирательных комиссий и доверенным лицам от оппозиции. "1 марта 2008 года власти применили силу для разгона митинга, участники которого протестовали против итогов выборов. В результате столкновений между правоохранителями и митингующими погибли десять человек. Однако обстоятельства гибели этих жертв продолжают оставаться невыясненными. До сих пор не было проведено четкого расследования действий правоохранителей. Власти отрицали то, что силы безопасности открыли огонь по митингующим. Однако продемонстрированные впоследствии видеозаписи поставили под сомнение эти утверждения. Оппоненты властей и некоторые правозащитники утверждают, что десятерых погибших убили представители сил безопасности, которые и организовали спектакли с грабежами с целью объявления чрезвычайного положения. Что дало властям законное основание для прекращения акций протеста", говорится в докладе. В документе отмечается, что Омбудсмен Армении еще весной 2008 года опубликовал доклад о событиях 1 марта, где подверг сомнению официальную версию событий. "Однако, несмотря на это, начальник Полиции Алик Саркисян продолжает утверждать, что 1 марта полиция действовала адекватно, а президент Серж Саргсян оправдал применение силы, утверждая, что мишенью правоохранителей стали лишь грабители и те, кто применял силу против полицейских. Однако эти заявления противоречат утверждениям родственников некоторых из жертв, которые отмечают, что их родные были всего лишь прохожими и не принимали участия в акциях протеста", говорится в докладе. Напоминая о заявлении экс-президента Роберта Кочаряна о том, что некоторые из жертв погибли от просроченного специального средства, доклад также приводит оглашенное через несколько месяцев объяснение Генерального прокурора, согласно которому следствие выяснило, что гранаты, содержащие слезоточивый газ, были выпущены с очень близкого расстояния. Кроме этого, отец одной из жертв 1 марта заявил, что его сын был арестован и жестоко избит и скончался из-за бесчеловечного отношения полицейских. В связи с этим отмечается, что "бесчеловечное отношение и пытки" продолжают применяться со стороны сил безопасности и полицейских. Согласно докладу, подобного отношения удостоились после событий 1 марта активисты оппозиции и участники мирных акций протеста. Между тем, ни один полицейский не был наказан за применение силы.

В разделе "Политические заключенные" написано, что большая часть проведенных после 1 марта сотен арестов была сделана по политическим причинам, "однако власти отрицают наличие политических заключенных в стране". В этом разделе уделяется большое внимание судебным процессам, в том числе "Делу семерых" и делу бывшего заместителя Генпрокурора Гагика Джангиряна.

В разделе "Свобода слова" авторы отмечают, что, несмотря на то, что свобода слова гарантируется Конституцией, правительство Армении проигнорировало эти принципы, и в течение всего года продолжали иметь место случаи насилия по отношению к представителям СМИ. Подробно перечисляются случаи применения насилия по отношению к журналистам Лусине Барсегян из газеты "Айкакан жаманак", Грачу Мелкумяну из армянской службы радиостанции "Свобода", Эдику Багдасаряну из интернет-издания "Hetq", случаи приводов журналистов в полицию в ходе поствыборных процессов и другие.

В докладе Госдепа также указывается, что в 2008 году было грубо попрано право людей на свободу проведения собраний: "Начиная с марта и до конца года власти почти сто раз отказывали оппозиции в проведении массовых акций протеста", говорится в документе. Доклад представила Государственный секретарь США Хилари Клинтон, заявившая, что продолжит концентрировать усилия на этих проблемах и ожидает ощутимых результатов через определенное время. ("Кавказский узел").

Доклад Госдепа получился гораздо более жестким по формулировкам, чем резолюции ПАСЕ. Но, как отмечает газета "Лрагир", этот доклад, судя по всему, не вызвал озабоченности властей, иначе были бы приняты превентивные меры, чтобы избежать в докладе подобных жестких формулировок. "Возможно, причина кроется в том, что, в отличие от ПАСЕ, США не могут лишить Армению права голоса. С другой стороны, возможно, власти Армении и пытались смягчить доклад, но это им не удалось. Или же доклад не представляет опасности для нынешних властей, поскольку львиная доля обвинений и негатива приходится на период правления Роберта Кочаряна. А это означает, что доклад может стать для властей, скорее, шансом, чем неприятным сюрпризом. Опосредованно представленные в докладе картины кочаряновского насилия могут стать хорошим фоном для Сержа Саргсяна, который может представить значительное сокращение фактов насилия в период своего правления как демократический прогресс". А остальное, иронизирует газета, - дело техники, с которой мы знакомы по выражению "демократия не рождается в одночасье, напряженность после 1 марта тоже сразу не преодолеть, будьте уверены, через 5 лет вы будете жить в другой Армении".

Агентство "А1+" распространило опубликованный 25 февраля доклад Международной правозащитной организации Human Rights Watch "Армения: Трудный путь к демократии. Спорные президентские выборы 2008 г., поствыборное насилие и односторонняя ответственность". В докладе подробно описывается ситуация в Армении в ходе президентских выборов 2008 года и последовавшие за ними события. "1 марта всего за 20 часов полиция в различных частях центра города, без предупреждения и не встретив сопротивления, напала на митингующих, стала вести переговоры, отступила, затем снова перешла в наступление и в конце концов вступила в жаркий бой с небольшой группой митингующих", отмечается в докладе. Как отмечается в докладе, действия правоохранительных органов привели к случаям смерти и ранениям. Говоря о событиях утра 1 марта, авторы доклада отмечают, что полицейские напали на митингующих на площади Свободы без предупреждения, используя резиновые дубинки, металлические прутья и электрошок. В докладе события 1 марта указываются подробно, по часам. В части, касающейся событий у памятника Мясникяну, в докладе отмечается, что, пока за баррикадами продолжался мирный митинг, группа митингующих начала атаку на полицейских. В это время было произведено несколько выстрелов. Как выясняется, со стороны полицейских также велась прицельная стрельба. Нет также фактов, подтверждающих необходимость применения смертоносного оружия, говорится в докладе. В докладе Human Rights Watch говорится также, что через год после столкновений с демонстрантами в Армении все еще не призваны к ответственности полицейские, которые превысили должностные полномочия, в результате чего погибли 10 человек. В заключение авторы указывают пути, которые, по их мнению, дают возможность выйти из послемартовского кризиса, - независимое и объективное расследование, призванное выяснить, действовала ли полиция в соответствии с армянским и международным законодательством. По мнению авторов доклада, необходимо также в более широком смысле коснуться недостатков ИК Армении и фальсификаций, способствующих формированию недоверия к результатам выборов. Только в этом случае в Армении станет возможно построение истинной демократии, отмечается в докладе. 2008 год был беспрецедентно тяжелым для армянской прессы с точки зрения притеснения журналистов и цензуры. Как сообщает ИА REGNUM, с подобным заявлением 24 февраля на пресс-конференции в Ереване выступили эксперт Центра защиты свободы слова Месроп Арутюнян и глава Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян, представив доклад о нарушениях прав журналистов и средств массовой информации в Армении за 2008 год. Месроп Арутюнян подчеркнул, что подобная цензура была характерна только для советской эпохи. Эксперты особое внимание обратили на ужесточение цензуры после мартовских событий, отметив, что это был беспрецедентный случай за всю историю независимости Армении. В частности, Месроп Арутюнян напомнил, что в Армении цензура запрещается законом, а в указе тогдашнего президента Армении Роберта Кочаряна об объявлении чрезвычайного положения "о цензуре не было и речи". Месроп Арутюнян провел параллели между случаями нарушений прав журналистов в 2003 и 2008 годах с учетом того, что именно в эти годы в Армении проходили президентские выборы. В 2003 году было зафиксировано 25 случаев нарушений, а в 2008 их число возросло до 48. Эксперты разделили нарушения на несколько групп, из которых в первую входят физическое насилие в отношении журналистов, во вторую - давление на СМИ и их сотрудников, в третью - нарушение права получения и распространения информации. Агентство напоминает, что в 2009 году к этой же проблеме обратился Комитет защиты журналистов в докладе "О нападениях на прессу за 2008 год", в котором отмечалось, что, в связи с президентскими выборами в феврале 2008 года, в Армении участились случаи притеснения журналистов, а для средств массовой информации стала характерна самоцензура. В связи с мартовскими событиями были задержаны и отведены в полицейский участок фотокорреспондент Гагик Шамшян и журналист Артак Егиазарян. По распоряжению властей, "Радио Ереван", "Радио Ай" и "Эхо" прекратили транслировать программы радиостанции "Свобода", были заблокированы сайты "Аравот", "Айкакан Жаманак", "Азатутюн" и "A1+".<;;br> Митинг 1 марта

Ряд оппозиционных газет - "Айкакан жаманак", "Жаманак", "Айк", "Тарегир" и "Чоррорд ишханутюн" - в течение недели распространяли призыв Армянского национального конгресса принять участие в намеченном на 1 марта митинге оппозиции. "Мы завершим то дело, за которое погибли наши товарищи; мы добьемся того, чтобы ответственные за первомартовскую бойню ответили перед правосудием; мы добьемся того, чтобы вышли на свободу наши взятые в заложники друзья; мы защитим все те сотни тысяч наших сограждан, против которых режим ведет налоговую и экономическую войну; мы не отступим перед тем беззаконием, которое каждый день совершается в нашей стране. Все на митинг!", говорится в призыве АНК.

Митинговый тайм-аут оппозиции был обусловлен процессом урегулирования Карабахской проблемы. Люди отнеслись к этому с пониманием, тем более, что все прогнозы президента Левона Тер-Петросяна, по сути, осуществились. Однако общественные настроения в отношении проблемы Карабаха частично изменились. Во-первых, в повестке мировых "игроков", возможно временно", могут появиться связанные с финансовым кризисом проблемы. Во-вторых, постоянный информационный поток о процессе урегулирования несколько "упростил" задачу. В-третьих, "прокарабахское" поведение оппозиции не получило адекватного отзыва ни от властей Нагорного Карабаха, ни от общественности. И в-четвертых, наличие в стране политзаключенных все время держит общественность страны в напряжении, что требует возобновления публичных массовых мероприятий. ("Жаманак").

Этот новый митинг невольно может собрать некоторые новые слои недовольных - благодаря кризису и нашей медленной реакции. Плюс к тому запутанный клубок с заключенными. Несмотря на то, что президент страны в последнее время говорил о взаимной амнистии, однако так и не прояснилось, что было у него на уме, и возможен ли еще сюрприз и до 1-го марта он предложит какое-то промежуточное решение. ("Азг").

По мнению члена Армянского национального конгресса, бывшего вице-спикера армянского парламента Карапета Рубиняна, освободиться от "действующего преступного режима" возможно путем "массовой борьбы". Как передает ИА REGNUM, на пресс-конференции в Ереване Рубинян заявил, что "действующий режим "должен оставить власть", отметив, что при этом "неважно, произойдет это цивилизованным путем, то есть проведением новых президентских выборов, или власти Армении вынуждены будут бежать "в женском платье за кордон". Оппозиционер сообщил, что в ходе предстоящего 1 марта митинга попытки переворота не будет. "В этот день мы отдадим дань уважения жертвам мартовских столкновений, после чего начнется активный этап политической борьбы", - отметил Рубинян, подчеркнув, что он и сам не в курсе, какой оборот примет "борьба". По мнению оппозиционера, народ настроен решительно. "После мартовских событий ничего не изменилось, если не считать, что увеличилось количество негодующих", - подчеркнул Рубинян, заметив, что "прошедшеий год можно охарактеризовать, как год "онемения" справедливости". Рубинян отметил, что многие люди все еще преследуются за свои политические взгляды. Он подчеркнул, что за время объявления тайм-аута оппозиции АНК объединенными силами продолжал свою деятельность. "Народ 1 марта в очередной раз проявит свою волю, в результате чего будет восстановлено конституционного право в Армении, и страна вернется на путь демократии", - заявил член АНК. "Отступиться от своей борьбы мы не можем. В обратном случае мы согласимся с тем, что Армения должна оставаться на задворках мира", - подчеркнул он. Обратившись к вопросу журналистов о том, возможны ли провокации во время предстоящего митинга, член АНК заметил, что "зачинщиками" провокаций являются власти Армении, а в исполнение их приводит полиция страны. Рубинян напомнил, что на предусмотренном 1 марта очередном митинге оппозиции его участникам будут розданы "инструкции", позволяющие избежать возможных провокаций со стороны представителей властей.

Газеты также сообщают о тех мерах, которые принимают власти Армении с целью сорвать проведение митинга. "Полиция Араратского марза, бросив свое основное дело, делает все для того, чтобы в митинге 1-го марта приняло учатие по возможности меньшее количество жителей региона", пишет газета "Айк". Полицейские посещают дома "наиболее опасных" араратцев и призывают их воздержаться от участия в митинге. Более того, согласно газете, они приказывают старостам сел сделать все, чтобы их сельчане на митинг не попали. Предупреждения делаются и владельцам транспортных маршрутов: им предписывается снять в этот день с маршрута принадлежащие им транспортные средства.

По сообщению газеты "Айкакан жаманак", 21 февраля один из крупнейших олигархов Армении и лидер партии "Процветающая Армения" Гагик Царукян собрал в принадлежащем ему Ереванском вино-водочно-коньячном заводе руководителей всех своих предприятий. Главной темой собрания был митинг 1-го марта. Царукян пригрозил, что, если кто-либо из сотрудников пойдет на митинг, то за это ответит его руководитель.

Газета "Тарегир" пишет, что полиция города Маралик Ширакского марза встречается с водителями маршрутных такси и таксистами-частниками и призывает не перевозить 1-го марта людей в Ереван. Газета пишет, что жители Маралика традиционно массово участвуют в митингах оппозиции.

Как отмечает Armenia Today, ожидаемая многолюдность назначенного на 1-е марта митинга, как и любой митинг оппозиционного Армянского Национального конгресса (АНК), вызвала настоящую истерику во властном лагере. Как говорится в заявлении АНК, правоохранительные органы попытались воспрепятствовать проведению встречи лидера партии "Республика" Арама Саркисяна с активистами АНК в ереванской общине Аван. "Когда это им не удалось, сразу после встречи в полицейский участок был незаконно доставлен представитель Аванского отделения АНК Левон Егиазарян, которого отпустили сразу же после прибытия адвоката. Позднее "неизвестные" сорвали вывеску офиса", сообщает АНК. АНК осуждает очередную попытку режима превратить полицию в орудие своих незаконных действий. Подобные действия, направленные на уменьшение числа желающих участвовать в объявленном на 1-ое марта митинге, могут вызвать только жалость", отмечает АНК.