"Управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и население являются заложниками ситуации, складывающейся сегодня в российском ЖКХ, - сказал 3 октября в беседе с корреспондентом ИА REGNUM генеральный директор ОАО "Управляющая компания города Курска" (учредитель - администрация Курска) Станислав Руппель. - Ведь не решена одна из самых острых проблем - отсутствие четкого механизма в выстраивании взаимоотношений между потребителями коммунальных услуг (населением), управляющими компаниями и поставщиками энергоресурсов". В настоящее время идет процесс заключения договоров с поставщиками энергоресурсов. Новый Жилищный кодекс и принятое правительством РФ постановление №307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", регламентирующие взаимоотношения в сфере ЖКХ, не раскрывают суть предоставления коммунальных услуг управляющей организацией. Новые законодательные акты не отменили старых, что привело к разночтениям в определении статуса управляющей компании. Управляющая компания работает по правилам, утвержденным постановлением правительства РФ №307, а ресурсоснабжающие организации руководствуются ранее принятыми законодательными актами и считают управляющую компанию юридическим лицом-потребителем услуг. В этом качестве управляющая компания, по мнению ресурсоснабжающих организаций, обязана обеспечить 100% оплату поставляемых энергоресурсов. Однако в реальности население Курска оплачивает 90% коммунальных услуг, более того, плата вносится до 10 числа месяца, следующего после предоставления услуг.

Управляющие компании при заключении договоров с поставщиками ресурсов вынуждены принимать условия поставщиков и обеспечивать 100% оплату. В этом случае управляющие компании могут уже через три месяца стать банкротами, а ресурсоснабжающие организации лишаются гарантий получения оплаты за поставленные ресурсы. Другой путь - отстаивать иной статус через суд, как поступила Управляющая компания города Курска. В этом случае процесс заключения договоров может растянуться на месяцы. Есть и третий путь - отказаться от предоставления коммунальных услуг, а сосредоточиться только на выполнении текущего ремонта, поддержании внутридомового оборудования в рабочем состоянии. Если не будет найден приемлемый механизм, то высока вероятность того, что будет выбран именно третий путь. Но этот путь эксперты уже назвали поражением реформы, так как он фактически не меняет ситуацию в жилищно-коммунальной сфере.

По словам Станислава Руппеля, Жилищный кодекс имеет много положительных сторон, самой главной из которых является появление конкуренции на рынке ЖКХ. Однако положительные моменты могут быть перечеркнуты отсутствием четко прописанного механизма работы всех участников рынка коммунальных услуг.

Напомним, что жителям Курской области - собственникам жилья в многоквартирных домах - необходимо определиться с выбором формы управления своими домами до 1 января 2007 года. На данный момент состоялись собрания жильцов более 1500 многоквартирных домов. Большинство граждан (жильцы более 1300 домов) доверили свои дома управляющим компаниям. Некоторые выбрали ТСЖ, остальные пока не определились.