28 сентября исполняется 90 лет со дня рождения легендарной российской балерины Ольги Лепешинской. Режиссер Владимир Немирович-Данченко говорил о Лепешинской как о талантливой драматической актрисе, а скульптор Лев Кербель называл ее "богиней времени".

Справка ИА REGNUM

Ольга Васильевна Лепешинская, народная артистка СССР, балерина, педагог, академик Международной академии творчества, член-корреспондент Академии искусств Германии, лауреат четырех Государственных премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почёта", "За заслуги перед Отечеством" III степени. Награждена медалями "За оборону Москвы", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг.", янтарным крестом Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства "За талант, труд, честь и постоянство". Ольга Васильевна родилась 28 сентября 1916 года в Киеве. В семье шутили, что она научилась танцевать раньше, чем ходить. Впервые на сцене Большого театра юная балерина выступила в десятилетнем возрасте в прологе оперы "Снегурочка", в танце озябших птичек, приветствующих весну. А в 1932 году она уже танцевала партию Феи Драже в балете "Щелкунчик". После окончания Московского хореографического училища в 1933 году Ольга Лепешинская стала балериной Большого театра. С первых спектаклей она предстала перед зрителями во всём великолепии и своеобразии своего таланта, навсегда покорив взыскательных ценителей балета. Совершенная техника, необычайная выразительность и неотразимое обаяние позволяли балерине выступать в любых партиях классического репертуара. Эмоциональная насыщенность танца сочеталась у неё с виртуозным вращением при редкой устойчивости, стремительным и высоким, полётным прыжком. Невысокая ростом, она пересекала сцену Большого театра несколькими прыжками. Она не боялась ни головокружительной высоты, ни ошеломляющих темпов. В течение 30 лет Лепешинская исполняла ведущие партии почти во всех балетных спектаклях Большого театра: Лиза ("Тщетная предосторожность" П. Гертеля), Сванильда ("Коппелия" Л. Делиба), Китри ("Дон Кихот" Л. Минкуса), Золушка ("Золушка" С. Прокофьева), Мирандолина ("Мирандолина" С. Василенко), Жанна ("Пламя Парижа" Б. Асафьева), Аврора и Маша ("Спящая красавица" и "Щелкунчик" П. Чайковского) и многие другие. В 1959 году балерина исполнила главную роль в первом в истории советского кинематографа фильме-балете "Граф Нулин" Б. Асафьева. Во время Великой Отечественной войны Ольга Васильевна побывала на всех фронтах, выступала с сочинёнными специально для неё номерами на земле, на песке, на борту грузовика, на поляне в лесу, в больничных палатах и даже на балюстраде госпиталя, словно олицетворяя собою веру в грядущую, неминуемую победу. День Победы она встретила в Варшаве. Ольга Лепешинская воплотила в себе образ девушки 1930 1940-х годов: открытой, жизнерадостной, активной, смело преодолевающей любые препятствия. Начиная с 1963 года О.В. Лепешинская 30 лет своей жизни посвятила педагогической деятельности. Она преподавала классический балет в СССР, России, Швеции, ЮАР, Италии, Китае, Франции, Японии, Германии, Венгрии, Норвегии. Почётный гражданин Западного и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма, она стала первым артистом советского балета, награждённым почётной медалью известной шведской балерины Карины Арии. Ольга Васильевна была заместителем председателя правления общества "СССР Япония", членом правления общества "СССР США". Более 50 лет (с 1933) она занимала пост заместителя председателя правления Клуба артистов (ныне Центральный дом работников искусств), более 30 лет является председателем оргкомитета международных конкурсов артистов балета в Москве. С 1992 года Лепешинская президент Российской хореографической ассоциации, а с 1996 года она возглавляет правление Центрального дома работников искусств, сообщает корреспондент ИА REGNUM.