Об актуальных транспортных и экологических проблемах Центрального округа Москвы шла речь на заседании Общественного совета при префекте ЦАО Москвы 26 сентября. В обсуждении приняли участие префект Центрального округа Сергей Байдаков, руководитель департамента транспорта и связи г. Москвы Леонид Липсиц, заместитель руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Наталья Бринза, депутаты Московской городской Думы Инна Святенко и Степан Орлов, другие представители городской власти и Общественности, сообщает корреспондент ИА REGNUM. По словам Сергея Байдакова, рассматриваемый вопрос - "серьезный и проблемный". "Мы преследовали цель проинформировать общественный совет и граждан, какая работа проводится по решению данных проблем, какие меры предпринимаются для улучшения транспортной ситуации".

По словам Леонида Липсица, специфика Москвы состоит в том, что город по объему и мощности производства, числу жителей, динамичности и насыщенности экономической и культурной жизни является одной из самых крупных столиц Европы, уступая лишь Лондону и еще немногим городам. "Это больше, чем столица, а Центральный округ - это сердце Москвы, который достойно несет возложенную на него нагрузку, - отметил Леонид Липсиц. - Что касается транспортной части, то здесь нам особо радоваться нечему". Говоря о причинах сложностей, следует иметь в виду, что ни одна страна в мире не пережила такого автомобильного бума, основной "удар" которого пришелся на Москву. За 10 лет автопарк Москвы вырос в 4 раза и в настоящее время превышает 3 млн единиц. При этом транспортная система столицы, созданная в середине 20 века, была рассчитана, предполагая наличие одного автомобиля на три семьи. В итоге, на сегодняшний день, по данным департамента транспорта, более 90% улично-дорожной сети ЦАО исчерпало свою пропускную способность.

Что предпринимают столичные власти для улучшения сложившейся ситуации? По словам Леонида Липсица, прежде всего требуется увеличение протяженности и плотности улично-дорожной сети, то есть строительство новых дорог и развязок. "По этому показателю отставание от Европы у нас в два - два с половиной раза, - констатировал руководитель департамента. - Это само по себе ставит нас в сложные условия по организации транспортного движения". Леонид Липсиц также отметил и сложную, исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему города, затрудняющую равномерное перераспределение транспортных потоков. "Весь транспорт тяготеет к центру как к наиболее развитой части города. В связи с радиально-кольцевой системой именно центр удобен для транзита транспорта из одной части города в другую. Таким образом, ЦАО сегодня наиболее загружен", - подчеркнул Липсиц.

В центральной части, наиболее застроенной и сложившейся, создание новых дорог наиболее затруднительно. Можно вести речь об освоении подземного пространства, сооружения тоннелей, и в этом направлении город активно двигается. Реконструкция направления Ленинградский проспект - ленинградское шоссе - Химки, будут проводиться мероприятия, связанные со строительством тоннелей, бессветофорных развязок на пушкинской площади и площади Белорусского вокзала. На пушкинской площади будет построен тоннель с проездом под Тверской улицей; площадь вокзала будет реконструирована таким образом, чтобы избавиться от светофоров и реорганизовать выезд на мост. Поменяется движение по Брестским улицам. Это потребует усложнения движения по Триумфальной площади, но согласно существующим разработкам, эта мера себя оправдывает. В сумме они принесут значительно облегчение автомобилистам, позволят относительно беспрепятственно выезжать из центра города в этом направлении.

Повышение эффективности использования существующей дорожной сети. "Камнем преткновения для нас является несанкционированная парковка транспорта, - констатировал Леонид Липсиц. - Количество парковочных мест в городе строго ограниченно. Даже если занять все подземное пространство ЦАОЛ подземными парковками, количество прибывающих в центр автомобилей было бы ограниченно, на этот раз, пропускной способностью дорог. Таким образом, мы видим, что эта проблема - комплексная". По словам руководителя департамента, дефицит в ЦАО составляет 60 тыс машиномест. На данный момент важнейшей задачей является строительство внеуличных паркингов, чтобы транспорт не загромождал и без того узкие улицы центра. Говоря о парковках, нельзя обойти внимание вопрос, связанный с нарушение ПДД и соответствующих санкций, отметил Липсиц. "К сожалению, законодательство федеральное, и город может в очень небольшой степени влиять на систему санкций за неправильную парковку, - констатировал он. - 50 рублей штрафа, который накладывается на водителя, неправильно поставившего автомобиле - сумма, неадекватная правонарушениям. Необходимо приводить эту ситуацию в нормальное состояние, когда водитель, причиняющий неудобство другим водителям и пассажирам, отвечал бы по всей строгости. Ужесточение штрафов - очень непопулярная мера, но другого выхода у нас нет. Эта работа будет продолжаться".

Требует пересмотра сама система по оплате этих штрафов, считает руководитель департамента транспорта. Сегодня лишь 20% выписываемых штрафов в Москве оплачивается. Увеличению этого показателя мешает закон, который не позволяет выносить штраф в отсутствие владельца. "Мы просим совместно с Мосгордумой предусмотреть федеральным законодательством солидарную ответственность как водителя, так и владельца автомобиля: чтобы, не дожидаясь присутствия владельца, можно было бы выписать штраф и запустить взимание именно с владельца, хотя автомобиль может управляться по доверенности, - пояснил руководитель департамента.

Реорганизуется и схема движения автотранспорта: все больше улиц в центре города становятся односторонними, что особенно важно в зимний период, когда пропускная способность значительно снижается. Что касается автоматизированной системы управления, то в Москве уже давно, на протяжении около трех десятилетий, действует система "Старт", но в последние годы она морально устарела, и в настоящее время правительство Москвы одобрило решения, предложенные департаментом транспорта и направленные на модернизации этой системы. "В ближайшие годы на эти цели будет выделено около 2 млрд рублей", - сообщил Липсиц.

Что касается запрета на въезд грузовиков в центральную часть города, то полностью отказаться от него невозможно, так как, пояснил руководитель департамента, в ЦАО расположены многие промышленные предприятия, больницы, типографии и т.д., которые должны обслуживаться в круглосуточном режиме. В качестве эксперимента было введено ограничение на въезд грузового транспорта сначала внутри Садового кольца; затем область была расширена до пределов Третьего кольца. "Сегодня эта система действует, но ее недостаточно, - констатировал Липсиц. - Иногда она работает со сбоями: не всегда возможно уследить за всеми грузовыми автомобилями, въезжающими в центр. К тому же она оказалась криминально привлекательной: нередки в газетах объявления мошенников, предлагающих пропуска. Но, несмотря на этим проблемы, мера себя оправдала. Мы уменьшили поток автомобилей в центре примерно в два раза; эта работа будет продолжаться. Мы переводим режимы работы предприятий на ночной режим работы, там, где это не мешает жителям, выводим склады за пределы центра и т.д. Какое-то количество грузового транспорта в центре останется, а задача департамента - сделать его минимальным, так, чтобы не нарушать комфорт жителей центрального округа".

Отдельно Леонид Липсиц остановился на проблеме развития общественного транспорта в столице, так как именно создание приоритета в использовании общественного транспорта, с его точки зрения - путь к упорядочиванию движения всего транспорта в центре, включая и частный. "Никогда не получится так, чтобы все автомобилисты в центре города чувствовали себя комфортно - для этого нет физической возможности. Поэтому когда общественный транспорт станет удобным для пользования, когда он будет ехать по выделенным полосам, летом там будут кондиционеры, а зимой тепло, и он будет парковаться не перед машинами, а перед бордюром - тогда в центре он даст реально положительный результат, - подчеркнул руководитель департамента. - Вопросы, связанные с работой наземного общественного транспорта для ЦАО приоритетны". На сегодняшний день, добавил он, одна из актуальных задач - модернизация системы трамвайного движения, в частности, введение нового вида транспорта - скоростного трамвая. "В целом от трамвая никто отказываться не собирается, но он должен стать другим", - подчеркнул Липсиц.

Проблема транспорта неразрывно связана с проблемой экологии. В центре города она стоит особенно остро. Вклад автомобильного транспорта в загрязнение воздуха составляет 83% от общего объема выбросов загрязняющих веществ. Особенно "отличаются" в этом плане отечественные автомобили, не соответствующие современным экологическим нормам. По словам Натальи Бринзы, по данным экологического мониторинга, уровень загрязнения воздуха в ЦАО по основным показателям равнее нормативным требованиям, то есть находится на пределе допустимого. "Ситуация в Москве сравнима с ситуацией в Париже, Мадриде, Нью-Йорке, других крупных городах, это плата за окмфорт проживания в столице, - констатировала Наталья Бринза. Но это не значит, отмечали участники заседания, что нет смысла бороться с последствиями роста автопарка: помимо мер, перечисленных руководителем департамента траснпорта, в городе, в частности, реализуется программа использования альтернативных видов моторного топлива. Использование в качестве моторного топлива диметилового эфира, пропан-бутана, метана позволяет уменьшить выбросы в атмосферу оксида углерода, углеводородов и оксида азота на 30-70% по сравнению с обычными моторными топливами - бензином, дизельным топливом и т.д. Отмечается, что Москва имеет резерв по снижению концентраций вредных веществ на 30-40% лишь на территориях, прилегающих к автотрассам. Это может быть обеспечено только в случае принятия мер по снижению выбросов автотранспорта за счет применения более экологичного автотранспорта и совершенствования организации дорожного движения.