Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян выступил на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября с речью. ИА REGNUM приводит полный текст выступления министра, который предоставлен пресс-службой МИД Армении:

"Госпожа председатель, я с радостью приветствую Вас и хочу пожелать Вам, чтобы будущий год не был омрачен кризисами и катастрофами, через которые нам пришлось пройти в течение этого года, хотя мой хороший друг Ян Элиассон успешно управлял "кораблем в штормовых водах".

Год, полный потрясений, как он сам назвал его, включал конфликты, как естественные, так и искусственные бедствия, которые требовали коллективного реагирования. Эти, брошенные нашей единой воле, вызовы становятся более многочисленными, сложными и трудными.

Из всех событий прошлого года как самое трагичное можно выделить войну в Ливане. Тогда в глазах народов мира была сломлена имевшаяся в нас вера. Мир имел право ожидать, что политическая целесообразность не будет доминировать. Мы с большим отчаянием и возмущением наблюдали политическую волокиту, происходившую в Совете безопасности, причем даже в условиях нежелания установления незамедлительного перемирия, когда бомбы продолжали беспрепятственно падать. Когда какой-либо всемирный орган или сила теряет свой моральный авторитет, эффективность противостояния вызовам, требующим коллективного реагирования, снижается.

В других сферах едино действующее международное сообщество достигло успехов. Оно оказало свое содействие тому цивилизованному политическому процессу, в результате которого сегодня в этом органе представлена Черногория. Мы вместе создали и придали силу Миротворческой комиссии и Совету по правам человека - двум органам, которые обещают обеспечить максимально глубокое и целевое вовлечение международного сообщества в дело построения мира и защиты прав человека. Бедность и отчаяние продолжают считаться самыми печальными и опасными вызовами. Когда лидеры мира встречались семь лет назад, они пришли к решению, что ООН это идеальный механизм предотвращения социальных проблем, вставших перед нашими обществами и публично признали свою коллективную ответственность для достижения скорейшего и максимально равного социального и экономического развития. Они объявили миру, что мы совместными усилиями направим международные процессы и многонациональные ресурсы на удовлетворение самых основополагающих человеческих нужд. Таким образом, в основу суждений был положен принцип и потенциал совместного взаимодействия. Шесть лет спустя, мир продолжает с воодушевлением ожидать того, что отдельные и региональные интересы будут направлены на общее благо в едином русле.

Госпожа председатель,

Мы вновь стоим перед теми же проблемами. Широкомасштабные реформы в Армении вдохновляют нас и вселяют надежду. Эти реформы необратимы и уже дают значительные результаты. В настоящее время мы инициируем второй этап реформ, чтобы и в дальнейшем развивать успехи прошедшего пятилетия: продвижение в законодательной и административной сферах, открытая, либеральная экономика и ее двузначный прирост. Воодушевленные этими успехами, мы решили в этом году, основываясь на нашем экономическом возрождении, проводить целенаправленную работу в направлении преодоления бедности в сельских районах. Мы помним о том специфическом обещании, которое было дано в 2000 году всем жертвам бедности в мире: "Вызволить мужчин, женщин и детей из бесчеловечных когтей убогой нищеты". Для достижения этой цели мы привлечем усилия благотворительных международных организаций и дружественных правительств, вместе с традиционной щедростью нашей диаспоры для восстановления и создания инфраструктур, которые жизненно необходимы для предоставления возможностей и поощрения экономического развития в нашей стране. Однако, только созданием инфраструктур нельзя сократить бедность и устранить несправедливость и неравенство. Создание экономического потенциала, обучение необходимым навыкам важно для устранения глубокого неравенства в развитии, существующего между городскими и сельскими местностями.

Госпожа председатель, мы начнем с наших приграничных районов, так как в отличие от других стран, где границы являются точками взаимодействия и экономической деятельности, границы Армении на востоке и западе продолжают оставаться закрытыми. В итоге страдает региональное экономическое развитие.

Однако, в случае с Турцией, страдает нечто большее, чем только наша экономика. Страдает диалог между нашими двумя народами. Упрямство Турции в вопросе сохранения закрытых границ, в вопросе препятствования прямым контактам и отношениям, вместо приобретения нового опыта отношений, способного создать новую память, акцентирует воспоминания о прошлом. Мы продолжаем надеяться, что Турция осознает - изоляционизм в отношениях, пока не установлены гармония и взаимопонимание, не является реальной политикой. Напротив, это попытка уклониться от проведения ответственной политики и достичь регионального взаимодействия при его все более возрастающем международном значении.

Госпожа председатель, я бы хотел остановиться на вопросе Косово, как делали уже многие. Мы внимательно следим за процессом самоопределения Косово. Мы последовательно и твердо защищаем процесс самоопределения населения Нагорного Карабаха. Тем не менее, мы не проводим параллелей между этими двумя или каким-либо другим конфликтом. Мы уверены, что все конфликты различны и по каждому из них должно приниматься решение, исходящее из их специфических особенностей. Несмотря на то, что мы не рассматриваем косовский вариант в качестве прецедента, с другой стороны, решение по Косово не может и не должно создавать препятствий для самоопределения других, чтобы предотвратить возможное обвинение в применении прецедента. Подобная обратная реакция, направленная на предотвращение или препятствование достижению самоопределения, завоеванного другими народами, неприемлема.

Усилия, направленные как раз на это, то есть признание приоритетности принципа территориальной целостности над всеми другими, уже получило распространение, особенно, в этом зале. Но это противоречит урокам истории. Аргументация проста - Хельсинский заключительный акт признает право самоопределения наравне с другими правами. В международных отношениях, как и в человеческих, нет исключительных прав. Есть также обязанности. Государство должно заслужить право лидерства и управления. Государства несут ответственность за защиту своих народов. Народ выбирает власть, которая представляет его.

Народ Нагорного Карабаха давно сделал свой выбор - не быть представленным правительством Азербайджана. Армяне Нагорного Карабаха были жертвами государственного насилия, защищали себя и достигли успеха вопреки всему, и все это только для того, чтобы азербайджанское государство оскорбляло их, требовало сохранения суверенитета и территориальной целостности. Правительство Азербайджана потеряло даже моральное право представлять предложения по безопасности и обеспечению будущего, не говоря уже об опеке над народом Нагорного Карабаха. Азербайджан не вел себя морально или ответственно с армянами Нагорного Карабаха, которые считались гражданами этого государства. Они допустили в городах, очень далеких от Нагорного Карабаха погромы, они подвергли бомбардировке и выселению более 300 тысяч армян, разнуздали военных, а когда потерпели поражение в войне и заключили перемирие, начали уничтожать на своей территории все следы присутствия армян.

При подобном циничном проявлении безответственности, спустя одно десятилетие после окончания военных действий, они довели до конца уничтожение тысяч рукотворных хачкаров (камни-кресты - ред.), искусно выгравированных и орнаментированных средневековых армянских надгробных плит. Подобное уничтожение в местности, где нет ни одного армянина, расположенной на большом расстоянии от Нагорного Карабаха и от любой другой конфликтной территории, является жестоким свидетельством того, что отношение Азербайджана к толерантности и человеческим ценностям, к культурным сокровищам и сотрудничеству, даже к миру, абсолютно не изменилось.

Никто не может обвинять нас в той убежденности, что Азербайджан не готов или не заинтересован в переговорном процессе. Так или иначе, отвергнув два предыдущих, представленных в течение последних 8 лет компромиссных предложения по урегулированию, они не хотят принять на себя обвинение в отказе от программы установления мира. Именно по этой причине Азербайджан использует все возможные средства, от государственного насилия и до политических маневров на международной арене, пытаясь вынудить армян также отклонить последние предложения. Однако Армения четко высказалась - мы согласны сегодня с каждым основополагающим принципом представленного документа. Тем не менее, для реализации того или иного документа, Азербайджан не может думать или делать вид, что думает, что он все еще в состоянии прибегнуть к военному варианту решения. Нет такого варианта. Военный вариант уже был испробован и потерпел неудачу. Единственными реальными вариантами являются только компромисс и прагматизм.

Путь, который избрал для себя Нагорный Карабах в течение этих двух десятилетий, необратим. Тем самым удалось обеспечить его самозащиту, создать механизмы его самоуправления и контролировать его границы и экономику. Придание этому процессу официального характера является необходимым условием достижения стабильности в регионе. Игнорирование того, что происходило в течение последних 20-ти лет, что и делает Азербайджан, с обиженным видом настаивая на возвращении положения вещей в прежнее состояние, не только попросту нереально, но и бесчестно.

Госпожа председатель,

Нагорный Карабах не предмет рассмотрения суда. Это край, древний край, прекрасный сад, населенный людьми, которые заслужили право жить мирно и без страха. Мы не требуем большего. Но и не ожидаем меньшего".