"Уроженец Швеции и выходец из США Томас Хендрик Ильвес хорошо известен своими антироссийскими действиями и пропагандистскими выпадами. Действовал он всегда более завуалировано и изощренно, чем эстонские ультраправые, но суть его позиции от этого не менялась", - так корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал руководитель Международного управления партии "Родина" Михаил Демурин избрание Ильвеса на пост президента Эстонии.

По мнению Демурина, выдвигая на авансцену Ильвеса, правонационалистические круги Эстонии, помимо внутриполитических интересов, рассчитывают и на его победу в конкуренции по привлечению внимания Запада к состоятельности стран Прибалтики как членов НАТО и "экспортеров демократии" на постсоветском пространстве. "Пока что Эстония в этих играх уступала как Латвии, так и Литве. В этой связи новый эстонский президент, судя по его высказываниям накануне избрания, собирается набрать очки на антироссийских акциях, не связанных напрямую с двусторонними отношениями, а реальные проблемы, существующие между Москвой и Таллином, включая вопрос о пограндоговоре, взвалить на плечи Брюсселя", - считает Демурин.

Демурин считает, что в целом можно предположить, что президент Ильвес будет более последовательно придерживаться "старого" внешнеполитического курса, не пытаясь по примеру своего предшественника Арнольда Рюйтеля "заморочить голову Москве" разговорами о "подлинно добрососедском настрое", "заинтересованности в интенсивном развитии" двусторонней договорно-правовой базы и возобновлении работы межправительственной комиссии.

"Думаю, что неспособность Рюйтеля исправить положение в отношениях с Россией добавила ему отрицательных "очков". Действительно у тех, кто избирал Рюйтеля четыре года тому назад, были определенные надежды на его некую самостоятельность в проведении восточной политики. Эти надежды очень быстро испарились. Но если стране суждено проводить однобокую линию в интересах США, то, как здраво рассудили выборщики в этот раз, пусть уж ее проводит американский эстонец, - сказал Демурин. - Для России, на мой взгляд, такая ситуация даже более благоприятна. Исхожу из того, что любой политик, который либо испытывает симпатии к России, либо связан с ней деловыми и политическими интересами, нам сегодня на высших постах в Прибалтийских странах неудобен: он неизбежно будет объектом нападок и давления. Нашу задачу в отношениях с Латвией, Литвой и Эстонией вижу в другом: комплексом шагов поставить именно прозападных, антироссийски настроенных руководителей этих стран в условия, когда они вынуждены будут в полной мере учитывать интересы России. Эта задача решаема. Но она требует более высокой степени сплоченности нации, более эффективной координации действий всех активных и потенциальных участников внешнеполитических действий, отказа от корпоративных интересов в пользу общенациональной выгоды. Рассчитываю, что политика Ильвеса, как и других прибалтийских лидеров, в полной мере послужит стимулом к этому".