К 2004 году в школах отменят пятибальную систему оценок. Об этом заявил министр образования России Владимир Филиппов. По мнению министра, нынешняя система отметок в школе себя изжила. Она не позволяет достаточно объективно оценить знания ученика. Сегодня в России, считает Владимир Филиппов, реально работает трехбальная шкала, поскольку в основном ученики получают "тройки" и "четверки". На "отлично" учатся немногие, а "двойки" и "единицы" практически не выставляются. "Если новая система оценок будет вводиться, то она будет единой для всех школ РФ, но произойдет это не ранее 2004, а может быть, и 2005 года", - отметил Филиппов. Какой будет новая шкала - пока не решено, однако возможными вариантами оценивания министр назвал 10-, 12-, 20- или 100- бальные системы.

Необходимые документы по каждой из систем будут разработаны и направлены на обсуждение работниками образования во все российские регионы. Тюменские специалисты в области образования по-разному восприняли заявление Владимира Филиппова. Директор школы-лицей N34 Ирина Поварова согласна с министром в том, что нынешняя система оценок исчерпала себя. По ее мнению, пятибальная шкала не может объективно и всесторонне отразить знания учеников, тем более, что сейчас в школах активно используются тесты. Как отметила Ирина Поварова, самый оптимальный вариант - десятибальная шкала. Другой точки зрения придерживается директор школы N29 Андрей Степанов. Он считает, что действующую шкалу отметок не надо менять. Новая система повлечет только внешнее изменение и не повлияет на качество оценки. По его словам, в школе в основном работают люди старшего возраста, которые трудно привыкают к преобразованиям. В уме они по-прежнему будут оценивать знания учеников по пятибальной шкале. "Данная мера не принесет желаемого результата, - отмечает Андрей Степанов. - Представьте, ребенок приходит домой и говорит, что ему поставили "68". Родители его спросят: "А что это? Это хорошо или плохо?" Люди все равно будут сравнивать новые оценки со старыми. На мой взгляд, сейчас перед школами главная проблема - не система оценок, а кадры".

За введение 12-бальной шкалы оценивания выступает заместитель директора департамента образования и науки Юрий Сердитов. По его мнению, нынешняя шкала оценивания не дает объективной картины знаний учащихся. Тем более, что на сегодня в школах и так нет пятибальной системы, поскольку учителя делят каждую оценку на две категории: твердую и слабую, натянутую. Кроме того, Юрий Сердитов уверен, что необходимо менять саму методологию оценивания: "Отметки должны выставляться по принципу сложения. Суть заключается в том, что надо законодательно определить минимум требований, и если школьник знает больше определенного уровня, тогда прибавлять баллы, если меньше - то вычитать".

Заместитель директора департамента образования и науки подчеркнул, что переход на новую систему - это серьезный шаг, а потому не стоит торопиться с преобразованиями. В первую очередь необходимо четко определить критерии оценивания и дать время учителям и школьникам привыкнуть к предстоящим переменам.