"Если Армения желает быть конкурентоспособной на Южном Кавказе, то должна учитывать интересы новых игроков в регионе - Китая и Казахстана", - заявил на пресс-конференции в Ереване 13 сентября член парламентской фракции Республиканской партии Армении Армен Ашотян. Как передает корреспондент ИА REGNUM, по его словам, "так называемый регион Южного Кавказа представляет все большее значение для мировых держав". "Во-первых, регион богат энергоресурсами, в этом аспекте наибольший интерес, безусловно, представляет Азербайджан, во-вторых, имеет коммуникационное значение, в-третьих, является неким ключом, с помощью которого можно открыть двери, как Ближнего Востока, так и Центральной Азии, и почему бы нет, и России", - заявил Ашотян. В связи с этим особенную важность региона, согласно Ашотяну, составляет быстрая и постоянная милитаризация. "По оценкам мировых институтов, Грузия занимает первое место по увеличению военных запасов, на втором месте Азербайджан. И со стратегической точки зрения Армении также необходимо задуматься об увеличении военного запаса", - отметил он.

Что касается "новых игроков", то Армен Ашотян отметил, что если раньше геополитическая борьба шла в отдельных регионах - Южный Кавказ, Балканы, Каспийское море, Средняя Азия, то сейчас Южный Кавказ, Каспийское море и Средняя Азия воспринимаются как один регион в коммуникационном плане. В этом аспекте важным фактором является присоединение Казахстана и Китая к проекту строительства железнодорожной магистрали Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку. "Армения должна учитывать интересы новых игроков, поскольку теперь на Южном Кавказе помимо интересов США и России существуют интересы восточных стран и Европы", - заявил он. При этом, Армен Ашотян не стал давать оценок факту присоединения Казахстана и Китая к проекту строительства железной дороги. "Я не могу сказать, плохо это или хорошо, но это факты, которые нельзя не учитывать", - заявил он.

Напомним, что в конце августа 2006 года министр транспорта Турции Бинал Йылдырым сообщил о присоединении Китая и Казахстана к проекту строительства магистрали. "Проект железной дороги является современным вариантом Шелкового пути, он даст возможность из Карса попасть в Китай или Гонконг через Казахстан. В будущем железная дорога присоединится к проекту Мармара (прокладка железнодорожной ветки под проливом Босфор), что позволит из Лондона добраться до Китая", - сообщил он. Доля Турции в проекте составляет $250 млн. На строительство потребуется около 2 лет, после чего по железной дороге Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку будет транспортироваться около 20 млн. т грузов. Инженерные работы в рамках проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Ахалкалаки были начаты в 2001 году и на первичном этапе было заявлено о необходимости затрат в 463 миллиона долларов на строительство полотна. Китай предложил низкопроцентный кредит для начала работ. В частности представители Пекина заявили о готовности выделить кредит сроком на 13 лет под 5,5% годовых. Турецкая сторона отказалась от кредита.

Отметим, что против строительства этой железной дороги активно выступает армянская сторона. Железная дорога Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку строится в обход ныне существующей, но простаивающей в результате закрытия со стороны Турции армяно-турецкой границы, железной дороги Карс - Гюмри (Армения) - Тбилиси - Баку.