Законопроект о федеральном бюджете на 2007 г. недостаточно прозрачен, дает излишние права федеральным органам исполнительной власти на изменение направления и объемов расходования бюджетных средств без участия Думы, не соответствует перспективному финансовому плану, в частности, предусматривает снижение финансирования по ряду федеральных целевых программ по сравнению с утвержденными ранее по ним объемами средств. Такие выводы представил в своем заключении на проект бюджета комитет Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям 12 сентября, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Впрочем, несмотря на "жесткое заключение", как его охарактеризовал председатель комитета Мартин Шаккум, в нем рекомендовано поддержать законопроект в первом чтении, а замечания учесть при доработке тексте ко второму и третьему чтениям.

Положительными сторонами документа, по мнению членов комитета, можно назвать увеличение на одну треть государственных инвестиций в основной капитал по сравнению с 2006 г., рост инвестиционного фонда ( примерно с 70 млрд руб. в 2006 г. до 110,6 млрд руб. в 2007 г.), увеличение расходов на развитие инфраструктуры особых экономических зон (до 11 млрд руб.). Недостатки законопроекта занимают почти 20 страниц заключения комитета. Например, депутаты говорят о непрозрачности структуры главного финансового документа страны в части финансирования национальных проектов, которые явным образом не отражены в бюджетной классификации. Отмечается, что пояснительная записка составлена не по функциональным направлениям расходования бюджета, а по распорядителям бюджетных средств (министерствам и ведомствам), что делает представленные в ней данные неполными и неинформативными. Депутаты приводят несколько примеров нарушения Бюджетного кодекса при внесении бюджета в Госдуму, одним из которых назван тот факт, что "концепция формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами на 2007 год и среднесрочную перспективу не представлена в субъекты Российской Федерации". Это "практически не дает никаких возможностей региональным и местным властям подготовиться к бюджетному процессу 2007 года, не говоря уже о непосредственных задачах федерального уровня, включая приоритетные национальные проекты, значительная часть ответственности и финансовых обязательств по которым возложены на территориальные органы управления", полагают члены думского комитета.

При обсуждении законопроекта была затронута тема переселения из ветхого жилья, на которое в будущем году будет выделено около 1 млрд руб. (такая же сумма была заложена в бюджете 2006 г.). Депутаты Госдумы попытались выяснить, почему Минфин выделил столь маленькую сумму на подпрограмму по переселению из ветхого и аварийного фонда в рамках программы "Жилье", но им не удалось даже прийти к общему пониманию, кто несет ответственность за те цифры, которые записаны в бюджете по данной подпрограмме.

"Есть поручение президента на 2 млрд руб. в Астраханской области и еще на 4 млрд руб. Они не будут выполнены?", - спросил Шаккум у замруководителя департамента Минфина Елены Шепелевой. "Все показатели паспортных данных принятых федеральных целевых программ нами заложены в расходную часть бюджета. У нас не было полномочий увеличивать средства, заложенные в ФЦП", - сказала Шепелева. "Но президент давал конкретные поручения предоставить гражданам жилье!", - напомнил ей зампредседателя комитета Александр Хинштейн (фракция "Единая Россия"). "Критику в адрес Минфина я, конечно, принимаю. Но ответственность за реализацию ФЦП лежит на Минрегионразвития, который вносил программу, и Минэкономразвитии, с которым она согласовывалась. Минфин только обеспечивает средства в бюджете", - ответила она. Между тем, по словам председателя думского комитета, на совещании в Минрегионразвития с участием министра финансов Алексея Кудрина выяснилось что, при подготовке программы закладывались другие цифры, значительно выше тех, которые оказались в принятом варианте программы "Жилье". Чиновники Минрегионразвития сообщили, что им пришлось действовать в рамках тех лимитов, которые доводит до них Минфин, рассказал Шаккум. На это замруководителя департамента Минфина резко возразила. "Мы не распределяем средства, но даем только общую цифру", - сказала она. Однако, на этом разгоревшуюся было дискуссию пришлось остановить: для рассмотрения следующего вопроса комитета прибыл помощник президента Игорь Шувалов.

Стоит сказать, что в Минфине, также как и в комитете по промышленности понимают недостаточное финансирование подпрограммы. Так, Шепелева отметила, что "проблема есть", однако одним годом ее не решить, считают в Минфине.