19 декабря 2002 года Правительство Российской Федерации планирует рассмотреть вопрос о концепции развития рынка газа в Российской Федерации. В связи с этим ФЭК России считает необходимым изложить свою позицию по этому вопросу.

Наличие в России развитой газовой инфраструктуры, обеспечивающей множественность выбора между поставщиками и потребителями, является объективной предпосылкой к организации конкурентного газового рынка. Организация рынка газа, по мнению ФЭК России, должна начинаться с разработки правил его функционирования и определения его структуры. При этом,учитывая значение газовой отрасли для экономики страны, создание конкурентного рынка газа должно сопровождаться сохранением государственного контроля за темпом роста цен на газ и балансом его производства и потребления.

ФЭК России предлагает следующие основные принципы формирования рынка газа.

Предлагается создание Федерального оптового рынка газа (ФОРГ), состоящего из двух секторов: регулируемого и нерегулируемого. В рамках регулируемого сектора полностью обеспечивается поставка газа по тарифам, устанавливаемым ФЭК России, для нужд населения, бюджетных организаций, производителей тепла в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также частично других потребителей. Приоритетом среди других потребителей на удовлетворение нужд в регулируемом секторе должны пользоваться предприятия, потребление газа которыми является наиболее экономически эффективным. К ним относятся предприятия перерабатывающей промышленности, в первую очередь - использующие газ в качестве сырья и на технологические нужды. Новые потребители, за исключением социально значимых категорий, должны будут покупать весь газ в нерегулируемом секторе рынка.
На сегодня наименее эффективными потребителями газа являются электроцентрали, работающие в конденсационном режиме. Поэтому электроэнергетика должна стать замыкающей в регулируемом секторе ФОРГ. Электроэнергия, продаваемая газовыми электростанциями в нерегулируемом секторе ФОРЭМ (сектор 5%-15%), должна производиться только на газе, покупаемом в нерегулируемом секторе ФОРГ.

Ресурсная база ФОРГ должна формироваться из поставок ОАО "Газпром", независимых производителей и импортного газа. При этом объем газа ОАО "Газпром", выводимый на нерегулируемый сектор ФОРГ, должен прямо зависеть от поставки других производителей на нерегулируемый сектор. Инструментом разделения секторов рынка должен стать обязательный для исполнения баланс производства и реализации газа, утверждаемый в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Цена газа на регулируемом секторе ФОРГ должна состоять из двух основных составляющих: стоимости добычи газа и тарифа на его транспортировку, устанавливаемого ФЭК России. Транспортный тариф должен быть одинаковым в обоих секторах ФОРГ и оплачиваться только потребителями газа.

Функции организатора, системного оператора, администратора торговой системы в регулируемом секторе, должны быть возложены на ОАО "Газпром". Со своей стороны ОАО "Газпром" обязано предоставлять доступ к магистральной системе трубопроводов всем поставщикам и вести раздельный учет своих затрат по видам деятельности: производство, транспорт и реализация.

В нерегулируемом секторе администратором торговой системы рынка должна стать некоммерческая организация, учреждаемая ОАО "Газпром" вместе с крупными поставщиками и потребителями газа.

Распределение и сбыт газа в регионах и на местах должны осуществляться: в регулируемой части - уполномоченными ОАО "Газпром" организациями, в нерегулируемой - в том числе с привлечением независимых сбытовых агентов.

Регулируемый сектор (доминирующий на начальном этапе) будет постепенно сокращаться, а нерегулируемый - расти пропорционально увеличению добычи независимых производителей.

ФЭК России считает, что вышеуказанные положения должны стать основой для работы над концепцией развития рынка газа.