В четверг, 7 сентября комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал к принятию в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий увеличение штрафов с работодателей за привлечение нелегальных мигрантов, а также вводящий норму об уплате штрафа при нарушении правил оформления документов на временное пребывание, проживание, передвижение за каждого мигранта в отдельности. Кроме этого, на нарушения иммиграционных правил предлагается распространить принцип давности привлечения к административной ответственности сроком 1 год. Как отметил глава комитета Владимир Плигин, ко второму чтению будет изменен срок вступления закона в силу - не с момента опубликования, а с 15 января 2007 г. Он пояснил, что это должно произойти синхронно с теми поправками в миграционное законодательство (закон о миграционном учете и изменения в закон о правовом положении иностранных граждан), которые были приняты и подписаны президентом этим летом, сообщает ИА REGNUM.

Однако это не единственная законодательная инициатива в области миграционной политики, которая будет рассматриваться в осеннюю сессию нижней палатой российского парламента. Одна из них принадлежит Совету Федерации и детализирует процессы административного выдворения и депортации. Согласно законопроекту, решение о содержании иностранца (лица без гражданства), подлежащего депортации (например, не выехал из страны в отведенное законом время после аннулирования разрешения на временное проживание или сокращения срока временного проживания) или административному выдворению (нарушил закон), в специальном помещении органов внутренних дел или специально построенных для таких случаев центрах выносит суд. На это ему отводится не более 3 суток, а при необходимости задержания мигранта правоохранительными органами - не более 2 суток. Расходы на депортацию в действующем законе должен взять на себя сам гражданин либо работодатель, дипломатическое представительство, консульство, либо федеральный бюджет. При административном выдворении суд может принять решение как о принудительном и контролируемом перемещении за российскую границу, так и о контролируемом самостоятельном выезде. Последнее допустимо, считают авторы поправок, если сам иностранец, либо работодатель, либо дипломатическое представительство готовы осуществить его выезд из России за свои средства. Впрочем, это предложение комитет назвал достаточно спорным, так как создается ситуация, когда ФМС не сможет контролировать исполнение наказания, что снижает его эффективность.

При обсуждении законопроекта, Плигин обратил внимание представителей МВД и Федеральной миграционной службы на необходимость координировать свою работу при осуществлении депортации и выдворения, так как ФМС пока "не может взять полномочия по конвоированию". Сотрудник миграционной службы сообщил, что депортация проводится ФМС, а административное выдворение - совместно с милицией. В 2005 г. этой процедуре были подвергнуты 75 тыс. человек, а депортированы - 18 человек. Центры, в которых они должны содержаться перед отправкой из страны, существуют только в Санкт-Петербурге, Москве и Саратове, обсуждается вопрос об открытии такого центра в Пскове. Член комитета Юрий Иванов (фракция КПРФ) высказал сомнение в необходимости создания подробного механизма в условиях, когда нет достатка в людях, помещениях, оборудовании для реализации этих процедур. "Сначала, тем не менее, должна быть создана правовая база", - возразил председатель комитета.

Еще один правительственный законопроект направлен на устранение одного из действующих оснований для запрета въезда иностранца или лица без гражданства в Россию, а именно, - отсутствие действительного на территории РФ полиса медицинского страхования. В пояснительной записке отмечается, что данное требование является излишним, учитывая возможность предоставления этого документа в непродолжительный срок, находясь в России.

Отметим, что правительственный законопроект об усилении ответственности за нарушение порядка привлечения иностранных работников будет рассматриваться в первом чтении 13 сентября, проект, предложенный Советом Федерации, намечен на 15 сентября.