"Большая часть жителей Абхазии и Южной Осетии вступили в российское гражданство. Естественно, мы не оставим в беде своих граждан, проживающих сегодня вне границ России, - будь то при возникновении гуманитарных проблем или при угрозе их безопасности", - заявил в интервью газете "Известия" заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.

По его словам, политическое и психологическое напряжение в Абхазии нарастает. "К этому есть реальные причины. Внезапный ввод грузинских войск в верхнюю часть Кодорского ущелья под предлогом проведения там некоей спецоперации резко обострил обстановку, разрушил и без того хрупкую материю мер доверия в грузино-абхазских отношениях. Нарушенными оказались важные положения Московского соглашения 1994 года о прекращении огня и разъединении сил, по которому в Кодорском ущелье не должно быть воинских формирований Грузии. Серьезные вопросы в Сухуми вызвало и намерение грузинского руководства перебазировать в Кодори так называемое "правительство Абхазии в изгнании", что создало тупиковую ситуацию в переговорном процессе", - отметил он. "Россия в качестве содействующей стороны в урегулировании грузино-абхазского конфликта терпеливо продолжает работать вместе с представителями ООН по восстановлению атмосферы предсказуемости и нормализации переговорного процесса. Как и в случае с Южной Осетией, мы убеждены в приоритетности обязательства сторон об отказе от применения силы и различных "штурмовых" сценариев. Они принесут лишь новые беды и трагедии", - заявил Карасин.

Миротворческие же миссии в зонах конфликтов, по словам замминистра, являются гарантом стабильности в конфликтных регионах и безопасности проживающих там граждан, причем независимо от их национальности. "Это, соответственно, Коллективные силы СНГ по поддержанию мира в Абхазии и Смешанные миротворческие силы в Южной Осетии. Несмотря на растущее давление на них, не стоит забывать, что руководство Абхазии и Южной Осетии, равно как и народы этих непризнанных республик, являясь стороной в конфликте, настаивают на безусловном сохранении присутствия российских миротворцев. Причины пробуксовки процесса урегулирования надо прежде всего искать в непоследовательности и негибкости позиций. Миротворцы же выполняют предписанные им функции качественно и эффективно", - отметил он.

Отвечая на вопрос о том, что Грузия и Украина уже не раз заявляли, что рассматривают возможность своего выхода из СНГ, Григорий Карасин отметил, что российская сторона "не склонна драматизировать ситуацию". "Исходим из того, что участие в Содружестве - это суверенный сознательный выбор каждого из его участников. Никто никого в СНГ насильно не удерживает. Государства сами, опираясь на собственные интересы и опыт многостороннего взаимодействия на постсоветском пространстве, видят бесспорные преимущества интеграции, совместных усилий в решении насущных, жизненно важных задач, стоящих перед нашими странами. Обратного анализа мне на глаза не попадалось. Следует также учитывать, что соседей по СНГ объединяют столетия совместной истории, переплетение человеческих судеб, тесные экономические связи, необходимость объединения усилий в противодействии угрозам и вызовам XXI века. Между нашими народами по-прежнему остается много общего, и отрицать это бессмысленно. Со всем этим вынуждены считаться в том числе и наши украинские и грузинские партнеры, хотя они и допускают возможность пересмотреть свое участие в СНГ... Что же касается Содружества, то оно доказывает свою жизнеспособность. На пространстве СНГ идет непростой, порой противоречивый поиск оптимальных моделей взаимодействия. Желательный для нас конечный результат - создание экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников", - сказал замглавы МИД России.