Джахандар Байоглу - председатель Комитета Национального движения Южного Азербайджана. Комитет национального движения Южного Азербайджана - одна из организаций, защищающих права азербайджанского населения Ирана. Азербайджанцы в Иране, по разным оценкам, насчитывают от 25 до 35 миллионов человек - то есть до трети населения всей страны. Они проживают в северной части Исламской Республики Иран, а также в ее столице Тегеране. Под словом "Азербайджан" лидер движения понимает как территорию Азербайджанской Республики, так и ту часть Ирана, в которой преобладает азербайджанское население. Согласно традиции, существующей в ряде азиатских стран, этнических азербайджанцев собеседник ИА REGNUM называет "азербайджанскими тюрками".

ИА REGNUM: Г-н Байоглу, лидер оппозиционной партии Национальной независимости Азербайджана (ПННА) Этибар Мамедов заявил на пресс-конференции, что проведет 12 сентября в Баку международный форум, посвященный проблеме прав этнических азербайджанцев в Иране. Будут ли, по вашим сведениям, участвовать в его работе зарубежные гости?

Да, кроме участия лидеров политических партий и общественных организаций Азербайджанской Республики, ожидается прибытие ряда лидеров организаций, борющихся за права азербайджанских тюрков Ирана, интеллигенции, представителей общественности.

ИА REGNUM: Простите, а кто будет финансировать дорожные расходы гостей форума и их пребывание в Баку - организаторы или они сами?

Мероприятие проводит лидер ПННА, создается организационный комитет, в ведение которого входит решение подобных вопросов.

ИА REGNUM: Поможет ли, по-вашему, Бакинский форум решению хотя бы части проблем азербайджанцев Ирана. Откроются ли после его проведения школы и университеты на азербайджанском языке, снимут или ослабят ли иранские власти цензуру на азербайджаноязычные СМИ?

Наш комитет высоко оценивает сам факт проведения такого представительного международного форума. Сейчас, когда национальное движение тюрков на юге Азербайджана переживает, несмотря на репрессии иранских властей, подъем, особенно важно, чтобы наши проблемы обсуждали братья с севера, равно как и азербайджанцы Европы и США. Необходимость проведения столь представительного форума назрела давно, и я рад, что он, наконец, состоится. Думаю, на нем будут сформулированы и приняты основные положения, объединяющие все политические и общественные организации жителей Южного Азербайджана. Именно их борьба приведет к национально-культурным завоеваниям. Как показывает история, при всех формах правления персидский шовинизм старается подавлять права и свободы других мусульманских народов, живущих в этой стране. Особо эти шовинисты опасаются пробуждения национального сознания азербайджанских тюрков, возродивших несколько столетий назад государственность Ирана.

ИА REGNUM: Не столкнутся ли организаторы (и не только они) Бакинского форума с протестом со стороны Ирана, выраженным МИД или посольством этой страны в Азербайджане?

Безусловно, когти персидского шовинизма достают до многих мест планеты, причем независимо от названия правящего режима. Муллократия старается ассимилировать азербайджанских тюрок Ирана, выдвигая на первый план религию и обезличивая национальную составляющую, и говорит о едином иранском народе, которого в самом деле нет. Так называемые иранские диссиденты-демократы, рассыпавшиеся по США и странам Европы, в случае прихода к власти тоже не собираются уважать какие-то права азербайджанских тюрок. Паниранский шовинизм не знает временных, пространственных и идеологических рамок.

Поэтому естественно, что тюрки как Северного, так и Южного Азербайджана не должны обращать внимания на протесты иранского режима. Я думаю, несмотря на его прежние антиазербайджанские высказывания, на этот форум стоит пригласить (и ему, наверное, пришлют приглашение) посла Ирана в Баку Афшара Сулеймани. Но не как чиновника, служащего иранскому шовинистскому режиму, а как азербайджанского тюрка. Пусть посидит и послушает. Может, сумеет освободиться от накрепко вбитого в его сознание паниранского шовинизма.

ИА REGNUM: Что вы можете сказать о повестке дня форума?

Думаю, в ней будут отражены вышеперечисленные проблемы, и она будет нацелена на выработку основных положений, объединяющих все политические и общественные организации жителей Южного Азербайджана. Конкретная повестка дня будет принята большинством голосов, учитывая предложения организаторов и участников форума.

ИА REGNUM: Инициатор проведения Бакинского форума Этибар Мамедов отметил, что международными организациями в качестве узников совести признаны 11 человек, которые были арестованы и содержатся в заключении в Иране вследствие участия в "начавшемся национально-освободительным движением" в мае этого года. Но, по его словам, имеется список с именами 200 человек, также содержащихся в заключении в связи с указанными событиями в Иране. Наверное, у вас, человека, ежедневно поддерживающего связь с разными регионами Ирана, имеются более точные сведения...

После того, как сотни тысяч азербайджанских тюрок в мае этого года вышли на улицы и площади, чтобы защитить от оскорблений свое имя и права, не на шутку перепугавшийся режим бросил за решетку 11 тысяч наиболее активных участников протестных акций. Сейчас, по моим сведениям, в тюрьмах осталось около 5 тысяч участников тех выступлений. У меня есть список с фамилиями и другими данными более 700 арестованных, а международным правозащитным организациям почему-то был представлен список из 200 человек.

ИА REGNUM: Почему, несмотря на ваши ожидания, около 8 миллионов азербайджанских жителей Тегерана фактически не поддержали акции протеста? И как вы можете объяснить нынешний провал ежегодного символического похода иранских азербайджанцев на крепость Базз, из которой Бабек - символ национально-освободительной борьбы азербайджанского народа, сумел в 9-м веке в течение 19 лет разгромить 6 крупных отрядов арабских завоевателей? Ведь в прошлые годы до крепости, невзирая на разные препоны, добирались от нескольких сот тысяч до 3 миллионов человек...

У любого движения есть собственная энергия, которая в данном случае, то есть до проведения митинга в Тегеране, была сильно ослаблена. В столице Ирана тогда было неофициально введено ЧП, а площадь перед парламентом была оцеплена бронетехникой и тремя рядами живой цепи. На всех 5 ведущих к парламенту дорогах были выставлены дополнительные посты. Людей, двигающихся в сторону площади, запугивали, избивали, сажали в полицейские машины и увозили неизвестно куда. Кроме того, тегеранцам уже было известно о тысячах убитых, раненых и арестованных в городах южного Азербайджана. Репрессии были предприняты и к тем, кто собирался в поход на крепость Базз. Не довольствуясь этим, власти перекрыли дороги, ведущие к ней - не пропускались легковые автомобили и автобусы с людьми, всех заворачивали обратно. И, тем не менее, нашлись молодые люди, которые обходными путями, по горным тропам добрались до крепости и водрузили на ней флаг. Что же касается национально-освободительного движения, как показывает история, у таких движений бывают периоды подъемов и спадов. Спад не означает поражения, хотя он, как правило, наступает в результате репрессий. Спад - это всего лишь передышка для накопления сил перед новым подъемом.