"При всем уважении к г-же Абдуллаевой, как одной из основоположниц гражданского общества в регионе, не могу не выразить свое отношение к некоторым ее высказываниям, касающимся пенитенциарной системы Нагорного Карабаха. Возглавляемая мною организация "Центр гражданских инициатив", единственная из НПО, занимается мониторингом пенитенциарных учреждений НКР на протяжении нескольких лет, представляя отчеты в международные, региональные и местные структуры", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM директор карабахской правозащитной организации "Центр гражданских инициатив" (ЦГИ) Альберт Восканян, комментируя последние высказывания председателя Азербайджанского национального комитета Хельсинкской Гражданской Ассамблеи Арзу Абдуллаевой, сравнившей ОИУН при Полиции НКР (бывшая Шушинская тюрьма) с "конюшней", где сверх положенного содержатся сотни людей.

"Отдел исполнения уголовных наказаний при Полиции НКР, более известный как "Шушинская тюрьма", построен еще в 1869 году. Практически в первозданном виде это пенитенциарное учреждение сохранялось в годы советской власти и в таком же состоянии досталось в наследство независимому Нагорному Карабаху. Общая вместимость учреждения, где действуют 5 режимов - 350 человек. Однако за годы, что мы проводим систематический мониторинг, общее число содержащихся под стражей лиц колебалось в пределах 60-80 человек. На момент посещения учреждения г-жой Абдуллаевой здесь находилось 78 заключенных. Так что, названная правозащитницей цифра 300, а именно столько заключенных, по ее словам, содержатся только на первом этаже ОИУН, явно не соответствует действительности. Что касается "конюшни", то в ходе мониторинга ЦГИ, а также неоднократных посещений учреждения иностранными, в том числе азербайджанскими правозащитниками, специализирующимися в данной сфере, были отмечены вполне нормальные санитарно-гигиенические условия содержания, хорошее питание, медобслуживание и т.д. Ежегодно производится текущий ремонт общежитий (камер) и других помещений. Конечно, условия пока далеки от евростандартов, но процесс их оптимизации продолжается, во что вносит свой посильный вклад и наша организация, давая соответствующие рекомендации администрации ОИУН, а также, оказывая им техническую и иную помощь (компьютер, книги, газеты, медикаменты и т.д.)", - отметил Альберт Восканян.

Комментируя утверждения Абдуллаевой о том, что "в Кельбаджаре, в месте, известном под названием "туннель", работают азербайджанские военнопленные", карабахский правозащитник отметил: "Как человек, уже тринадцатый год профессионально занимающийся данной проблемой (с 1993 года по 1997 г.г. - заместитель председателя госкомиссии НКР по вопросам военнопленых, заложников и без вести пропавших), заявляю, что все азербайджанские военнопленные были возвращены на родину в течение 2-х лет после установления перемирия в мае 1994 года. Лично мною в сотрудничестве с соответствующей азербайджанской госкомиссией того времени были обменены или переданы азербайджанской стороне несколько сотен военнопленных, десятки трупов и останков", - сказал Восканян. Касаясь высказываний Арзу Абдуллаевой о том, что по имеющейся информации "под Агдере есть массовое захоронение бойцов сумгаитского полка", Альберт Восканян отметил, что "необходимая работа в направлении обнаружения мест захоронения ведется, и делать предположения, тем более называть конкретные фамилии на основании лишь слухов, нецелесообразно и может нанести новую травму родным без вести пропавших и навредить процессу поиска в целом".