Координатор ивановского областного общества прав человека Сергей Вальков уточнил свой комментарий для ИА REGNUM по поводу решения генеральной прокуратуры выдать правоохранительным органам Узбекистана заключенных в Иванове по обвинению в участии в андижанском восстании 2005 г.

"Во всей истории с ивановскими этническими узбеками права человека грубо попирались с самого начала и до сего дня, - заявил Сергей Вальков корреспонденту ИА REGNUM. - При задержании их избили. Два дня возили по разным РОВД, перекидывали из одного в другое, чтобы в каждом находились не более суток. Фирма Рустама Хаджиматова, где работали задержанные, торговала полотенцами по дешевой цене. После задержания люди в милицейской форме вывезли с двух складов весь товар. Охранники побоялись им препятствовать. Кто-то на этом неплохо нажился и совсем не заинтересован, чтобы кто-нибудь из арестованных вернулся на свободу. После их держали в СИЗО без предъявления реального обвинения, решения суда. При них находились следователи из Узбекистана, угрожали, откровенничали: "У меня ты бы по-другому заговорил. Я бы тебе устроил". Принуждали подписать чистые листы. Задержанные отказались. С какой стати узбекские спецслужбы действуют в Иванове, как у себя дома?

Большинство задержанных в последний раз были в Узбекистане за 3 месяца, полтора года до восстания. Среди них - один преподаватель арабской культуры, истории, языка, другой - потомственный врач, приехал подзаработать на защиту диссертации. Все - вполне приличные люди.

В данной истории представители России ссылаются на Минскую конвенцию стран - членов СНГ о выдаче предполагаемых преступников. Но все международные договора равноправны, и если Россия подписала европейскую конвенцию - она и ее должна соблюдать. По ней запрещается выдавать предполагаемых преступников в страны, где им грозят пытки, жестокое обращение, смертная казнь. А по статьям, по которым ивановских узбеков обвиняют, как раз смертная казнь им и грозит.

Россия не захотела дать им статус беженцев, но ООН предоставила статус своих беженцев. Тем не менее, плюя уже на ООН, генпрокуратура собралась выдворить заключенных в Иванове в Узбекистан. Мотивы Узбекистана понятны - наказать беженцев, выбравших жизнь в более свободной стране, чтобы подчинить и запугать жителей своей страны. Пугает и заставляет задумываться активное участие в этом деле правоохранительных органов России".