Вопросам корректировки Градостроительного кодекса РФ было посвящено заседание Общественного совета по жилищной политике при министре регионального развития РФ, состоявшееся 27 июля в Москве. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, рабочая группа Общественного совета по внесению изменений в Градостроительный кодекс, состав которой входят представители Российской академии архитектуры и строительных наук, Союза архитекторов России, Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Московского союза архитекторов, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов, представила критику кодекса и свои предложения по его изменению. Прежде всего поправки касаются различных аспектов территориального планирования, т.е. разработки и функционирования генеральных планов и т.п. подобных документов, которые в настоящее время не учтены действующим вариантом кодекса.

Большинство выступающих отметили непрофессиональность разработки Градостроительного кодекса. В ходе заседания Общественного совета было приведено множество конкретных примеров несоответствия его требований реальным условиям жизни, управления и хозяйственной деятельности. В частности, не учтена в кодексе специфика малоэтажной и индивидуальной жилой застройки, наиболее распространенной в малых городах и сельской местности, муниципальные образования фактически лишены инструментов, которые позволяли бы им решать задачи комплексного развития своей территории, и т.п.

"Миссия Градостроительного кодекса носит общественно-политический и социо-культурный характер, то есть по своему значению он шире, чем просто профессиональный документ", - подчеркнул глава рабочей группы, заместитель директора Института генплана города Москвы Георгий Юсин. По его словам, в последние два-три года, когда Россия стала входить в состояние, когда общество и государство в состоянии ставить стратегические задачи развития страны, "ненастроенность Градостроительного кодекса на динамику развития страны" представляет собой существенную проблему.

По мнению членов Рабочей группы, новый Градостроительный кодекс существенно исказил содержание градостроительной деятельности в стране, ослабил институты и механизмы ее правового регулирования. В частности, основанный на сугубо землеустроительном подходе, он сделал невозможным обеспечение целенаправленного, комплексного развития систем расселения и отдельных поселений. Рабочая группа также обращает внимание на то, что Градостроительный кодекс существенно ослабил роль государственных институтов в планировании и регулировании градостроительной деятельности, а также ликвидировал профессиональные институты в области градостроительной деятельности. Озабоченность вызывает также коррупциогенность института комиссионного регулирования землепользования, механически заимствованного разработчиками из англосаксонского земельного права.

В связи с этим, Рабочей группой разработано 48 поправок в Градостроительный кодекс, предусматривающих:

создание возможности для встраивания национальных проектов и других стратегических документов в области национальной безопасности и устойчивого социального экономического развития страны в систему целеполагания, пространственного развития городов и территорий;

обеспечение комплексности всех уровней территориального планирования. В частности, предполагается установить, что основой территориального планирования должны стать комплексные документы территориального планирования - Гненральная схема Российской Федерации, генеральные схемы субъектов РФ и муниципальных районов, а также генеральные планы поселений и городских округов;

вертикальную интегрированность процедур территориального планирования и планировки территории;

укрепить профессиональное начало в градостроительном проектировании и т.д.

"Может быть, стоит вернуться к нормированию в области градостроительного проектирования, имея в виду гарантии создания достойного социального пространства", - предположил Георгий Юсин.

Член Рабочей группы председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев, со своей стороны, отметил существенные проблемы, связанные с реализацией требований Градостроительного кодекса в условиях, созданных вступлением в силу 131-го Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также в связи с требованиями новых Лесного и Водного кодексов. Кроме того, отметил Глазычев, принцип обязательности аукциона при выделении земельных участков под застройку, заложенный Градостроительном кодексе не учитывает специфику строительства муниципального социального жилья и практически блокирует реализацию национального проекта в жилищной сфере.

Председательствовавший на заседании Общественного совета министр регионального развития Владимир Яковлев предложил провести обсуждение поправок в Градостроительный кодекс также в рамках Общественной палаты РФ после чего они будут передаваться в Государственную Думу для внесения их установленным порядком на рассмотрение парламента.