В начале июля депутатами Государственной Думы Мартином Шаккумом, Виктором Ельцовым, Александром Хинштейном, Вячеславом Шпортом, Петром Камшиловым, Дмитрием Саблиным, Виктором Плескачевским, Евгением Богомольным (все - фракция "Единая Россия") в внесен в нижнюю палату парламента проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", вызвавший серьезную обеспокоенность экологической общественности. В пояснительной записке к законопроекту №. 317064-4 указано, что закон "направлен на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства, а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства". Однако в Гринпис России полагают, что данный законопроект под видом содействия реализации президентской программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" фактически ликвидирует экологическую экспертизу и экологический контроль при строительстве различных объектов, причем далеко не только жилья.

По просьбе ИА REGNUM точку зрения экологов на планы законодателей прокомментировал эксперт Гринпис России Михаил Крейндлин.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что данный законопроект направлен на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства, а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства.

В то же время, этот законопроект предполагает внесение изменений в значительное число федеральных законов, в том числе "Об экологической экспертизе", "Об охране окружающей среды", "Об исключительной экономической зоне РФ", "О континентальном шельфе", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части "Проектная документация объектов использования атомной энергии"), и ряд других, явно не имеющих отношение к строительству жилья.

Из всех указанных законов исключаются нормы, устанавливающие необходимость проведения государственной экологической экспертизы, которая должна быть заменена государственной экспертизой проектной документации, предусмотренной Градостроительным кодексом.

Формально, предлагаемые изменения вносятся в развитие норм пункта 6 статьи 49 Градостроительного кодекса, согласно которому с 1 января 2007 года "не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей".

Однако на деле они существенно расширяют область применения этого пункта. Фактически, из объектов экспертизы исключается не только проектная документация (как этого требует Градостроительный кодекс), но и вся плановая, предпроектная и проектная документация (в том числе документы территориального планирования и землеустроительная документация) на любые виды деятельности, за исключением трансграничных объектов и некоторых объектов, связанных с использованием природных ресурсов.

Так, в частности, из объектов экологической экспертизы исключены документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные (что в частности может привести к массовой застройке не только лесов (в первую очередь первой группы), но и массовому изъятию земель федеральных особо охраняемых природных территорий, поскольку эта деятельность уже не будет подлежать экологической экспертизе.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Законопроект не предполагает отмену этих норм, следовательно они продолжают действовать. В результате практически все статьи закона, предполагающие отмену государственной экологической экспертизы отдельных объектов, противоречат указанным нормам Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Таким образом, принятие законопроекта приведет к коллизиям и разночтениям в правоприменительной практике.

Важно отметить, что замена государственной экологической экспертизы государственной экспертизой проектной документации существенно снизит качество оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды по следующим причинам.

В соответствии с п.5 статьи 49 Градостроительного кодекса предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Между тем, в настоящее время не существует ни одного технического регламента по обеспечению экологической безопасности. По планам Правительства РФ такой регламент может быть разработан не ранее 2008 года.

В соответствии с определением экологической экспертизы, содержащимся в действующей редакции Федерального закона "Об экологической экспертизе" (которое кстати, тоже предполагается изменить) экологическая экспертиза - "установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы".

На практике это означает, что если даже формальные экологические требования (в частности, технические регламенты) отсутствуют, эксперты, пользуясь своими знаниями, определяют, насколько допустима реализация намечаемой деятельности с точки зрения ее влияния на состояние окружающей среды.

В случае же проведения государственной экспертизы проектной документации, в отсутствие технических регламентов оценка экологической безопасности проводиться вообще не будет.

Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 12 статьи 48 Градостроительного кодекса в составе проектной документации, представляемой на государственную экспертизу, отсутствуют материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) (имеется только перечень мероприятий по охране окружающей среды - даже не сами мероприятия). Параллельно, из Федерального закона "Об охране окружающей среды" предполагается исключить п.2 ст.32 об обязательности проведения ОВОС.

Таким образом, по объектам, исключаемым из объектов государственной экологической экспертизы, не будет и проводиться процедура ОВОС.

Процедура оценки воздействия на окружающую среду наряду с экологической экспертизой - единственный законодательно закрепленный и нормативно обеспеченный механизм реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также прав общественных объединений на участие в принятии экологически значимых решений.

Таким образом, граждане и общественные объединения будут лишены возможности реализации предусмотренных Федеральными законами прав, таких как общественное обсуждение объектов экологической экспертизы (статья 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе"), проведение общественной экологической экспертизы (статья 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды", Статья 19 Федерального закона "Об экологической экспертизе"), направление федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированных предложений по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности (Статья 19 Федерального закона "Об экологической экспертизе"). Население и общественные объединения также утрачивают право участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан (статья 12 Федерального закона "об охране окружающей среды").

Таким образом, граждане и общественные объединения будут лишены возможности реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также законодательно закрепленного права на участие в принятии экологически значимых решений. В связи с этим напомню, что в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Помимо этого, обязательность проведения ОВОС наряду с экологической экспертизой обеспечивает разработку заказчиком (инвестором) хозяйственной и иной деятельности природоохранных мероприятий и мер по снижению воздействия на окружающую среду при разработке предпроектной и проектной документации.

Следует также отметить, что законодательства большинства развитых стран мира (в первую очередь, стран Евросоюза) совершенствуются путем модернизации норм, касающихся оценки воздействия на окружающую среду, расширения перечня объектов, для которых ее проведение обязательно. Фактический отказ от данного механизма в российском законодательстве является отказом от общепринятых мировых норм в этой сфере, в связи с чем может при определенных обстоятельствах сказаться на принятии решений о вступлении России в ВТО.

Фактически, принятие данного федерального закона повлечет за собой ликвидацию института государственной экологической экспертизы и процедуры ОВОС для большинства наиболее значимых для граждан объектов, способных оказать значительное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Это означает, что в случае принятия Законопроекта никакой превентивной оценки экологической безопасности указанных объектов осуществляться не будет. Высока вероятность, что в связи с тем, что меры по осуществлению экологической безопасности обычно достаточно затратны, отсутствие экологической экспертизы приведет к отказу заказчиков объектов экспертизы от их проведения, что неминуемо повлечет за собой рост техногенных аварий и катастроф, а также ухудшение экологической обстановки во многих регионах страны.

Законопроектом также устанавливается, что если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический контроль, а также некоторые другие виды контроля и надзора - государственный санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор - осуществляются в рамках государственного строительного надзора должностными лицами органов государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации.

Фактически, это означает, что при эксплуатации любых объектов (поскольку государственный строительный надзор должен осуществляться за любыми объектами строительства) не может быть осуществлен экологический и санитарно-эпидемиологический надзор. При этом, органы государственного строительного надзора осуществляют надзор в первую очередь за соблюдением строительных норм и правил, которые в большинстве своем не содержат требований в области охраны окружающей среды и здоровья населения.

Таким образом, большинство объектов хозяйственной деятельности не будут проходить проверку в этой сфере.

В целом, принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", внесенный Депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.Н. Ельцовым, А.Е. Хинштейном, В.И. Шпортом, П.П. Камшиловым, может привести к нарушениям конституционных и законодательно закрепленных прав граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды, а также причинению вреда охраняемым законам интересам общества и государства в этой сфере. Законопроект должен быть направлен на серьезную доработку с исключением целого ряда положений и серьезной корректировкой других.