14 ноября в Совете Федерации прошел круглый стол "Проблемы формирования антикоррупционной правовой базы", организованный комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. В мероприятии приняли участие депутат Государственной Думы А. Баскаев; президент фонда "Индем" Г. Сатаров; президент Фонда противодействия организованной преступности и коррупции "Антимафия" Е. Мысловский; представители МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Аппарата Совета безопасности РФ, Центробанка России, члены комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и т.д. По итогам обсуждения были приняты рекомендации Президенту России, Правительству и Федеральному собранию Российской Федерации.

Обсудив современное состояние антикоррупционного законодательства, проблемы и перспективы его развития, участники "круглого стола" отмечают продолжение эскалации коррупции, и что борьба с ней в России продолжает носить кризисный характер. Широкомасштабное распространение коррупции представляет серьезную национальную угрозу основам общества, в т.ч. проводимым в Российской Федерации социальноэкономическим преобразованиям и правам человека.

Коррупция в России тесно связана с организованной преступностью, терроризмом и другими криминальными явлениями, служит мощным рычагом влияния на государственную власть, политику и институты гражданского общества. Наибольшую опасность представляет коррупция в высших эшелонах власти, особенно в условиях расширения системы процессуальных иммунитетов должностных лиц, занимающих особо ответственное положение.

Владельцы криминальных капиталов, независимо от источников их образования, объединяются на основе общих интересов по сохранению и приумножению преступных доходов, прилагают все более активные усилия к криминализации правоохранительных органов, всех ветвей власти, средств массовой информации и деформации общественного сознания.

Правовая антикоррупционная база в Российской Федерации носит противоречивый характер, не учитывает все многообразие коррупционных проявлений в России, не обеспечивает системного характера реагирования на коррупцию, не соответствует многим положениям международноправовых актов, к которым присоединилась Россия.

Несмотря на декларируемую поддержку законопроектов, создание комитетов и комиссий, проведение различных конференций и слушаний по проблемам борьбы с коррупцией, политическая воля остановить поток коррупции однозначно не выражена, а в реальной жизни существует в виде "двойных стандартов". Рекомендации, принятые по результатам проведенных в Государственной Думе 21 декабря 2001 г. парламентских слушаний на тему "Современное состояние и пути совершенствования законодательства Российской Федерации в области борьбы с коррупцией" практически остались нереализованными.

До сих пор не приняты законодательные акты, которые могли бы предусматривать меры борьбы с коррупцией, экономической, организованной преступностью. Нуждается в дальнейшем совершенствовании законодательство в сфере борьбы с легализацией преступных доходов, которые уже доказали свою эффективность в США, Италии, целом ряде других государств и рекомендованы международным сообществом. До настоящего времени не принят основополагающий федеральный закон, регулирующий борьбу с коррупцией, не ратифицирована Конвенция Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию", подписанная Российской Федерацией 27 января 1999 г., Конвенция ООН "О борьбе с транснациональной организованной преступностью".

Участники "круглого стола" считают необходимым рекомендовать:

Президенту Российской Федерации:

1. Создать межведомственную рабочую группу по разработке системы антикоррупционных законодательных актов, деятельность которой должна базироваться на следующих основополагающих позициях:

законодательное решение проблем борьбы с коррупцией на федеральном уровне, т.к. коррупция угрожает безопасности государства, а вопросы обеспечения безопасности в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации относятся к ведению федеральных органов власти;

скорейшая доработка и принятие "базового" комплексного федерального закона, в котором бы давалось общее определение коррупции, конкретизировался круг субъектов подкупа продажности, формулировались бы основополагающие подходы к борьбе с коррупцией, специальные меры ее предупреждения и социального контроля;

необходимость руководствоваться в определении коррупции ст. 2 Конвенции о гражданскоправовой ответственности за коррупцию, принятой Советом Европы в Страсбурге 4 ноября 1999 г., в соответствии с которой "коррупция" означает "просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового", а также ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.;

отнесение к коррупционным всех деяний с признаками подкупапродажности, совершаемые в любых сферах деятельности, а не только в сфере государственной службы, специальное выделение при этом "публичной коррупции", связанной с подкупом должностных лиц;

обеспечение баланса мер реагирования на корруптеров и коррумпируемых субъектов с учетом того, что в подавляющем большинстве случаев коррупционные деяния предстают в виде "взаимовыгодных" для обоих сторон сделок;

разграничение мер реагирования на саму коррупцию и мер воздействия на систему преступлений, связанных с коррупцией, учет при этом особенностей указанных преступлений и их разную "чувствительность" к избираемым мерам воздействия, разграничение мер реагирования на сами коррупционные правонарушения и на их причины. Разработать федеральный закон о лоббизме;

необходимость сочетания мер общеорганизационного характера (информационноаналитические, программнопрогностические, правотворческие, организационные и другие меры) с предупредительными (общего, специального, индивидуального предупреждения) и правоохранительными (карающими и правовосстановительными) мерами воздействия на коррупцию;

оздоровление внешней для человека социальной среды, ориентированной не только на борьбу с коррупцией, но также и на взаимоотношения власти с населением, учет личностных характеристик, совершенствование системы социального контроля, включающего, в том числе систему подбора и расстановки кадров, порядок выдвижения кандидатов на выборные публичные должности;

необходимость системной борьбы с коррупцией и организованной преступностью и в значительной мере - в качестве составной части последней;

придание антикоррупционным мерам упреждающего характера и неотъемлемой части проектов предлагаемых реформ, законопроектов и программ, проведение криминологической экспертизы проектов крупных социальноэкономических и иных преобразований, для чего разработать федеральный закон "О криминологическойэкспертизе проектов нормативных правовых актов";

постоянная корректировка и совершенствование антикоррупционного законодательства, систематизация и кодификация антикоррупционных правовых норм как важнейшее условие обеспечения их непротиворечивости и доступности для правоприменителя в виде целостной системы.

2. Ввести должность помощника Президента Российской Федерации по антикриминальной политике.

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать государственную целевую программу борьбы с коррупцией, предусматривающую комплексную систему политических, правовых, экономических, социальных, пропагандистских и иных мер по борьбе с коррупцией, включая ее профилактику, и обеспечить финансирование этой программы;

2. Принять меры к созданию единого информационного пространства путем объединения информации правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения эффективной профилактики коррупции в системе государственной службы и предупреждения проникновения на государственную службу представителей организованной преступности, взяточников;

3. Осуществлять реформирование системы государственной службы в условиях гласности и открытости;

4. Рассматривать последовательное ограничение пределов банковской тайны, отказ от избыточного ограничения экономических свобод и административных барьеров в качестве непременного условия оздоровления и реформирования системы государственной службы;

5. Ускорить внесение на ратификацию в палаты Федерального Собрания Российской Федерации Конвенции Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию" и Конвенции ООН "О борьбе с транснациональной организованной преступностью", и изменений и дополнений в действующее законодательство, вытекающих из этих конвенций.

Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. В законопроектной деятельности исходить из того, что формирование комплексной законодательной базы для обеспечения борьбы с коррупцией и организованной преступностью является приоритетным направлением и предопределяет необходимость скорейшего принятия закона о борьбе с коррупцией, который должен стать базовым нормативным актом для дальнейшего развития законодательства в этой сфере;

2. В процессе законодательного регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности исходить из необходимости развития дерегулирования, устранения административных барьеров в экономике и уменьшения бюрократизма как основы и питательной среды коррупции;

3. Учитывая, что коррупция представляет собой общественно опасное явление, которое выходит за пределы национальных границ, необходимость международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней имеет исключительно важное значение. В этой связи следует при разработке и законодательном закреплении норм, направленных на борьбу с коррупцией, необходимо своевременно обеспечивать соответствие российского законодательства международным правовым актам, признанным Россией в установленном правовом порядке.

Особого внимания требует проблема устранения несоответствия принятого в российском законодательстве правового термина "конфискация имущества" с аналогичным термином в различных международноправовых актах, что может повлечь за собой для России утрату возможности своевременно в рамках международной правовой помощи по уголовным делам заморозить операции с имуществом обвиняемого, вывезенном за границу и подлежащим конфискации в пользу Российской Федерации;

4. Принять активное участие в подготовке проектов законов о системе государственной службы, о государственной гражданской службе Российской Федерации, других законов, регулирующих государственнослужебные отношения, необходимость которых определена в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г.;

5. Продолжить совместно с Правительством Российской Федерации работу по совершенствованию федеральных законов "Об основах государственной службы Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы Российской Федерации", разработав при этом:

действенные механизмы проверки и контроля за соблюдением установленных для государственного служащего законодательных ограничений;

порядок реализации требований закона о передаче в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящихся в собственности государственного служащего доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций;

условия и процедуру проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы;

предложения об изменении положений ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, разрешающих государственным и муниципальным служащим принимать "обычные" подарки на сумму не более пяти минимальных размеров оплаты труда.

6. Внести в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" изменения, предоставив Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным им прокурорам полномочия по возбуждению производства о дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона.

7. Добиваться тщательной проработки каждого законопроекта и анализа предлагаемых правовых норм с точки зрения их коррупциогенности, дублирования или несоответствия с другими законодательными актами.