Профессор Киргизско-Российского Славянского университета (КРСУ), доктор исторических наук, политолог Александр Князев рассказал корреспонденту ИА REGNUM о своей оценке итогов года работы президента Киргизии Курманбека Бакиева.

По мнению политолога, за прошедший год новому руководству страны похвастаться нечем. "Хотя в принципе к достижениям этой власти я отнес бы то, что ей удалось удержать республику от действия тенденций, которые были направлены на распад, на дальнейшее ослабление государства, я затрудняюсь сказать, насколько велика заслуга нынешнего президента Бакиева. Если в середине прошлого года я много раз говорил о Киргизии, как о несостоявшемся государстве, то сегодня я могу говорить, что начался выход из этого состояния, процесс распада приторможен".

Князев отметил, что при всем том, что весь этот год Бакиев демонстрировал себя, как не очень сильного политика, но все-таки он показал, что способен играть в эти игры. "Тому свидетельством эволюция его взаимоотношений с оппозиционными политиками, той группой депутатов и рядом недепутатов, которые в апреле - мае структурировались в движение "За Реформы!". Во взаимоотношениях с нею Бакиев продемонстрировал свои способности как политика, сумев переиграть их к конце периода. Президент перехватил инициативу по проведению конституционной реформы у оппозиции, и теперь все мячи на его стороне".

Говоря о внешнеполитической деятельности президента Киргизии, эксперт заметил: "Хаотичность внешней политики - это, в первую очередь, показатель слабости и слабой компетентности Бакиева и тех людей, которые сегодня делают внешнюю политику Киргизии. Особенно показательна в этом смысле ситуация, имевшая место 19 апреля, когда Бакиев показал неискушенность в вопросах внешней политики: в ультимативной форме он потребовал поднять плату за американскую авиабазу до 200 миллионов долларов. А затем, буквально через месяц, в его речи прозвучала уже другая цифра, на которую была согласна киргизская сторона - около 20 миллионов. Вот это шараханье из стороны в сторону говорит о бессистемном подходе. Это потеря лица страны, когда президент даже такой маленькой страны предъявляет ультиматум, а потом от него отказывается. Конечно, более реальной, с точки зрения деловой практики, является вторая цифра, а вот откуда взялась первая - это вопрос. Это, видимо, выплеск эмоций, возникший из-за состояния безвыходности, когда нет рычагов реформирования и достижения результатов в области экономики, но есть необходимость справляться с экономическим кризисом, возникают идеи подобные этой - взяв с потолка цифры, попытаться повысить арендную плату за авиабазу. При этом это была попытка игры между двумя игроками. Ведь как раз в те дни состоялся визит Бакиева в Москву. Видимо он хотел, чтобы Москва, как геополитический конкурент США, это оценила. Однако этого не произошло. Есть еще яркий пример: накануне саммита ШОС в Шанхае, когда шли дискуссии на тему участия Ирана в ШОС, со стороны Бакиева сначала было заявление о готовности принятия Ирана в члены ШОС, а затем, спустя несколько дней, он начинает придерживаться мнения о том, что Ирану в ШОС еще рано".

По словам политолога, столь быстрая смена решений говорит не о гениальности президентской тактики, а о спонтанности его заявлений и решений. "А спонтанность - это все-таки не показатель зрелости. И сравнивать Бакиева в этом отношении можно с Борисом Ельциным. У того многие решения были спонтанными, основанными на интуиции, но, наверное, интуиция у Ельцина была лучше, время от времени работая на благо внешней политики, в интересах своей страны. В данном случае говорить о защите своих интересов трудно, это скорее такое спонтанное реагирование на ситуацию. Надо что-то делать - вот это "что-то" и делается. И действия эти не всегда оказываются удачными".

"В будущем внутренняя и внешняя политика будет формироваться исходя из того, насколько устойчива эта власть, и от уверенности ее в себе. Предстоящая осень должна быть в этом смысле решающей. Осенью будет решаться вопрос, кто сильнее - оппозиция или президент и его команда, насколько сильна, насколько зрела и готова действовать единым фронтом та оппозиция, которая сегодня, время от времени, заявляет о себе. Я склоняюсь к мысли о том, что она неспособна этого продемонстрировать", - заявил эксперт, отметив, что скорее Курманбеку Бакиеву удастся переиграть оппозицию и укрепить свою власть, в том числе и проведя через референдум новую конституцию республики с президентской формой правления. В этом случае будет происходить реальное укрепление президентской власти в стране.

Сейчас, по мнению Князева, президент учится по ходу своей деятельности. "Тот же Акаев не был готовым президентом, придя на этот пост. Я думаю, что и этому президенту надо учиться и постепенно делать все меньше ошибок. Другое дело, что я не вижу ни в самом Бакиеве, ни в его команде каких-то творческих способностей в управлении страной, которая хотя и является маленькой, слабой и бедной, но, тем не менее, очень важной для Центральноазиатского региона. И те решения, которые принимаются во внешнеполитической области, могут по-разному сказаться на будущем республики, на будущем ее населения".

Относительно многочисленных разговоров о возможности возникновения конфликта в Ферганской долине осенью Александр Князев сказал, что эти разговоры во многом могут оказаться искусственными и направленными на создание определенного общественного мнения. "Любой конфликт для государства, желающего усилить свои позиции, это хороший повод. Любой внутренний конфликт, дающий основание для введения чрезвычайных мер, сопровождается сужением прав СМИ, сужением свободы проведения демонстраций и так далее".