Какие угрозы для Центральной Азии являются наиболее актуальными? На этот вопрос корреспонденту ИА REGNUM ответил директор исследовательских программ независимого исследовательского центра "Мирная Азия" Канат Тюкеев. По мнению эксперта, на сегодняшний день для Центральноазиатского региона в общем и для Киргизии, в частности, основной угрозой является подрывная деятельность религиозно-экстремистских и террористических организаций. Конечно, в регионе присутствуют и другие виды угроз и противоречий. Но все же наибольшую остроту имеют именно указанные виды угроз.

"На данный момент в Киргизии и в Центральной Азии экстремистские организации представлены в лице "Хизб ут-Тахрир", Исламской партии Туркестана (ИДУ), а также новыми течениями, отколовшимися от "Хизб ут-Тахрир" и развивающие собственную деятельность, особенно в южных регионах Киргизии. В целом, угрозу безопасности нашего государства несут именно эти две организации, основными целями которых является свержение существующих конституционных строев в Узбекистане и Киргизии". По словам Каната Тюкеева, особо драматизировать ситуацию не следует, однако события последних трех месяцев указывают на признаки активизации деятельности экстремистов. "В подтверждение моего мнения можно привести тот факт, что участники нападения на таджикские погранпосты и киргизские таможенные пункты являются установленными членами Исламской партии Туркестана. Часть членов этой вооруженной группы принимала участие в убийстве сотрудников органов внутренних дел в Оше в ноябре 2004 года, нападении на изолятор временного содержания в Согдийской области Таджикистана, когда было убито 8 сотрудников милиции. Повышение активности налицо, и, соответственно, оставлять сложившуюся ситуацию без внимания и соответствующего реагирования, по меньшей мере, просто недальновидно".

Еще один аспект деятельности Исламской партии Туркестана, по мнению эксперта, заключается в том, что сейчас от нее продолжают откалываться небольшие группы, которые уходят под влияние крупнейших международных террористических организаций и становятся их структурными подразделениями. "Эти группы эти получают соответствующее финансирование и продолжают свою деятельность практически по всему региону. Поэтому заявлять, что на территории Центральноазиатского региона действует только Исламская партия Туркестана, будет не совсем правильно. Я не могу сказать, что правоохранительные органы и спецслужбы Киргизии бездействуют. Вопрос об этом даже не стоит. Там еще остались высокопрофессиональные работники, которые знают эту проблему и могут осуществлять эффективное противодействие террористическим и экстремистским организациям. Вопрос состоит в постановке приоритетов и задач. К сожалению, до этого Служба нацбезопасности, мягко говоря, решала иные задачи, и основной приоритет их деятельности был иным. Но, надеюсь, что их руководство определится с основными приоритетами и задачами и эффективность СНБ возрастет".

По сведениям Тюкеева, сейчас стоит вопрос о поднятии на новый, более качественный уровень взаимодействия между правоохранительными органами и спецслужбами центральноазиатских государств, так как для Таджикистана, Узбекистана и Киргизии решение этой проблемы своими силами практически невозможно. "Думаю, исключать тот факт, что подобные события будут иметь развитие в дальнейшем, мы не можем. Мы должны быть готовы к тому, что подпольные ячейки экстремистских и террористических организаций будут продолжать свою деятельность", - сказал он корреспонденту ИА REGNUM.