За последний год в Свердловской области на рынке электроэнергии сложилась парадоксальная ситуация. Вместо ожидаемой конкуренции, энергетический рынок опять пытаются занять монопольные структуры и сделать его таким же, каким он был до принятия закона о разделении видов деятельности. Целью реформы электроэнергетики является создание конкуренции в сфере сбыта электроэнергии, которая должна привести к улучшению качества обслуживания конечных потребителей электроэнергии и к снижению её стоимости. Об этом сегодня, 13 июля, корреспонденту ИА REGNUM сообщил независимый консультант, юрист, Антон Титов.

Суть реформы заключается в том, чтобы разделить субъектов энергетики на субъектов, осуществляющих естественно-монопольные виды деятельности - передачу электроэнергии, и субъектов, осуществляющих конкурентные виды деятельности - сбыт электроэнергии. При этом субъектам, осуществляющим естественно-монопольные виды деятельности, а именно сетевым предприятиям, оказывающим услуги по передаче электроэнергии, действующим законодательством прямо запрещено совмещать деятельность по сбыту электроэнергии.

В рамках выполнения требований законодательства по всей стране идёт процесс разделения электроснабжающих организаций по видам деятельности. За процессом разделения внимательно следят ОАО "РАО ЕЭС России" и Федеральная антимонопольная служба.

Тем не менее, по словам Титова, "пользуясь непрозрачностью и неопределенностью в российском законодательстве, сетевые функционеры увидели возможность использовать свое "привычное" монопольное положение и решили переделать рынок электроэнергии на территории Свердловской области по-своему, организовав "собственные" энергосбытовые компании".

"Сетевики увидели конкурентные преимущества в том, что управляемый ими сбыт, будет пользоваться административным ресурсом сетевых предприятий, вытесняя с него не только независимые энергосбытовые компании, но и традиционные сбыты, не обратив внимание при этом, что противоречат основной цели реформы, и что именно от этого хотят уйти её идеологи (Чубайс), осуществляя разделение электроснабжающих организаций. Считаю, это не конкурентное преимущество, а дискриминационные действия в интересах определённых энергосбытовых компаний и что такие действия ведут к обратной монополизации рынка электроэнергии с вытекающими отсюда последствиями для конечных потребителей", - отмечает юрист.

Согласно имеющейся информации, в рамках реализации своего видения реформы электроэнергетики, сетевики уже некоторое время пытаются создать "карманные" энергосбытовые компании. Пока, по всей видимости, эти попытки не увенчались успехом - вероятно, им не удается получить утвержденный в РЭК тариф, чтобы продавать электроэнергию на розничном рынке. В таком случае, скорее всего, сетевики нацелятся на независимый сбыт электроэнергии, успешно функционирующий на территории Свердловской области. Возможно, они решат путём давления вытеснить независимые энергосбытовые компании с рынка.

Независимые энергосбытовые компании прогнозируют, что, пользуясь неопределенностью и непрозрачностью в действующем законодательстве, сетевики могут предпринять ряд дискриминационных действий. Например: вывод "в ремонт" оборудования или участков сетей подстанций, от которых питаются потребители независимых энергосбытовых компаний; затягивание ремонтов электросетевого оборудования, от которого питаются потребители, покупающие электроэнергию у независимых энергосбытовых компаний; отказ в расторжении договоров с потребителями, желающими сотрудничать с независимой энергосбытовой компанией; запугивание указанных потребителей возникновением проблем с их электроснабжением; предъявление необоснованных финансовых претензий на баснословные суммы задним числом; искусственное завышение сетевого тарифа по передаче электроэнергии путем использования так называемых сетевых "прокладок" (когда перед потребителем устраивается целая цепочка из последовательно стоящих сетевых компаний путём сдачи им в аренду электросетевого оборудования) с тем, чтобы предъявлять двойной (а то и тройной) сетевой тариф энергосбытовой компании, электроснабжающей данного потребителя, тем самым, увеличивая конечную стоимость электроэнергии более чем на 30%; отключение потребителей, имитируя аварийные ситуации в электросетевом оборудовании, от которых питаются потребители независимых энергосбытовых компаний.

Эксперт считает, что все эти мероприятия могут реализовываться для того, чтобы независимые энергосбыты ушли с рынка. И тогда реформа электроэнергетики с её идеей создания конкуренции на рынке электроэнергии не удастся. Пострадавшей стороной в этой борьбе окажется конечный потребитель. Ему будут навязывать правила игры, от которых он не сможет отказаться.