Посол РФ в Латвии: в решении G-8 энергетических проблем есть должное место сотрудничеству с Латвией

Рига, 11 июля 2006, 17:47 — REGNUM  Пресс-служба посла Российской Федерации в Латвии, а в прошлом министра транспорта и энергетики РФ Виктора Калюжного сегодня, 11 июля, распространила для латвийских СМИ статью дипломата по поводу предстоящего в Санкт-Петербурге саммита G-8. Её текст поступил и в редакцию ИА REGNUM.

"Россия на пути к саммиту "Группы восьми"

15-17 июля в Санкт-Петербурге состоится саммит "Группы восьми". Сегодня на долю ее стран-участниц приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства. История создания "восьмерки" восходит к ноябрю 1975 года, когда в Рамбуйе по инициативе президента Франции В.Жискар д'Эстена состоялась первая встреча руководителей шести стран (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Италия), к которым через год присоединилась Канада. С 1977 г. во встречах участвуют представители руководства ЕС (Председатель Комиссии Европейских сообществ и действующий Председатель Европейского Совета). Россия была принята в "восьмерку" на саммите в Денвере в 1997 г. С наступлением 2006 г. наша страна приняла эстафету председательства в "Группе восьми". Это серьезная работа и высокая ответственность, свидетельство укрепления доверия к России со стороны ведущих держав и мирового сообщества в целом.

На предстоящем саммите "Группы восьми" в Санкт-Петербурге Россия предложила партнерам сосредоточиться на трех наиболее важных темах - глобальная энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование.

Разумеется, такой выбор приоритетов - не случайность. Возьмем, к примеру, проблему энергетической безопасности. Именно Россия придала новый импульс деятельности "Группы восьми" на этом одном из важнейших стратегических направлений. Наша страна инициировала проведение Московского саммита по ядерной безопасности (1996), Московской встречи министров энергетики государств - членов "Большой восьмерки" (1998), и совсем недавно, в марте этого года в Москве состоялась конференция министров энергетики "Группы восьми" для обсуждения вопросов глобальной энергетической безопасности. Во встрече приняли также участие представители Индии, Китая, Бразилии, Мексики и ЮАР, а также отраслевых международных организаций, включая ОПЕК. На этом представительном форуме обсуждались такие важные проблемы как стимулирование рыночной эффективности и повышение устойчивости функционирования мировой энергетической системы. И сегодня Россия предлагает выработать общее видение угроз глобальной энергетической безопасности и выступает за объединение усилий всего международного сообщества для солидарного решения целого ряда стоящих перед нами задач. Первое - надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами топлива на условиях, приемлемых как для государств-производителей, так и для потребителей. И не менее важное - борьба с энергетической бедностью. Второе - диверсификация и безопасность энергоснабжения, в том числе в плане противодействия террористической угрозе, а также развитие атомной энергетики, энергосбережение, поиск новых технологий, перспективных, экологически чистых источников энергоресурсов. Энергетический сектор российской экономики - один из ведущих в мире. Наша страна занимает первое место по экспорту газа и второе - нефти и нефтепродуктов. В 2005 году мы достигли рекордного - начиная с 1991 года - уровня добычи - 470,0 миллиона тонн нефти. Рекордная планка достигнута и в добыче газа - 640,6 млрд. куб. м. Его экспорт достиг в 2005 году 152,4 млрд. куб. м., что на восемь процентов превышает уровень 2004 года, а по нефти превышение по сравнению с 2004 годом - на 2,4 процента. Устойчиво растет производство электроэнергии. Стремительно развивается рынок сжиженного газа. Речь идет не только о наращивании объемов производства и российского экспорта энергетических ресурсов - наша страна сегодня готова и хочет вносить свой вклад во внедрение новейших технологий в ресурсы и энергосбережение, охрану недр.

Одно из наших предложений "восьмерке" - создание в России сети центров ядерного цикла для безопасного обогащения урана на основе недискриминационного доступа и под контролем МАГАТЭ. Это - вклад и в развитие атомной энергетики и, главное, в укрепление режима ядерного нераспространения. У России есть для этого все необходимые условия - соответствующие специалисты, кадры, инфраструктура, прекрасная научная школа. Таким же потенциалом Россия располагает и для решения многих других проблем человечества на глобальном уровне. Россия последние пять лет несет на себе основную нагрузку по поддержанию международной космической программы МКС. Есть и целый ряд других глобальных инициатив, обсуждение и реализацию которых вне "большой восьмерки" невозможно себе представить.

Россия не стремится быть монополистом в мировой энергетике и диктовать другим свои условия. Мы - за предсказуемость и надежность в этой сфере. За более чем 40-летнюю историю российских энергетических поставок в Европу не было ни одного случая срыва наших контрактных обязательств. Россия всегда их выполняла, в том числе используя резервы. Недавний пример - события прошлой зимы, когда Россия была вынуждена подстраховывать европейских партнеров, оказавшихся жертвами безответственности тех, кто занимался "техническим отбором" чужого транзитного газа. Эти события еще раз подтвердили актуальность проекта Североевропейского газопровода (СЕГ). В пользу проекта высказываются многие известные эксперты. Мы вполне понимаем стремление стран-потребителей по возможности разнообразить источники импорта энергоресурсов, чтобы обезопасить себя от тех или иных поворотов в политической или экономической ситуации у поставщиков, непредвиденных сбоев. Россия как страна-производитель также стремится диверсифицировать свою энергетическую инфраструктуру. Российские компании уже осуществляют проекты, имеющие стратегическое значение для реального укрепления глобальной энергетической безопасности. Достаточно напомнить о таком крупнейшем, кроме СЕГ, проекте, как формирование нефтепроводной транспортной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Если первый из них важен для Европы, в первую очередь, в целях снижения транзитных рисков, то второй уменьшит зависимость стран Азиатско-Тихоокеанского региона от поставщиков с Ближнего Востока, где уровень рисков остается достаточно высоким. Знаковым событием в этом отношении стало подписание в ходе недавнего визита Президента России Владимира Владимировича Путина в Китай меморандумов, которые предполагают подготовку долгосрочных контрактов по поставкам российского природного газа и строительство двух газопроводов в КНР общей пропускной способностью 60 - 80 млрд. кубометров газа в год.

Говоря о глобальных энергетических проблемах, которые предстоит решать "Группе восьми", я отдаю должное сотрудничеству в этой сфере и с нашими соседями, в том числе с Латвией. А для этого есть основания. К примеру, географическое преимущество Латвии состоит в том, что она соединяет быстроразвивающийся Восток и Запад через мультимодальный транспортный коридор "Вентспилс - Рига - Москва". Латвийский нефтетранзитный комплекс включает в себя трубопроводы, железную дорогу и нефтяные терминалы в незамерзающих портах Вентспилс, Рига и Лиепая, на которые приходится до 45% товаропотока всех портов стран Балтии. Привилегированный порт Вентспилс - глубоководный и самый большой нефтеналивной порт в Прибалтике и второй по величине после Новороссийска морской терминал для поставок нефти из России. И в случае, если было бы принято решение о строительстве дополнительных отводов от СЕГ, задействование всех потенциальных газохранилищ Латвии - объемом до 50 млрд. куб. м. активного газа - явилось бы важным фактором технологической стабилизации работы СЕГ. Россия выступает за более тесное объединение усилий "восьмерки" и всего международного сообщества в целях освоения новых технологий. Это могло бы стать первым шагом в создании основы энергообеспечения человечества в будущем, когда энергетический потенциал в его нынешнем виде себя в целом исчерпает. В представлении большинства энергетическая безопасность в основном связана с интересами промышленно развитых стран. Однако нельзя забывать, что сегодня около 2 млрд. человек на планете не имеют доступа ко многим благам и достижениям цивилизации, связанным с современной энергетикой. А многие даже не имеют возможности пользоваться электроэнергией. В целом, необходимо признать, что "энергетический эгоизм" - это тупиковый путь. А потому позиция России в области энергетической безопасности остается твердой и неизменной. Мы будем стремиться к формированию такой системы энергетической безопасности, которая учитывала бы интересы всего мирового сообщества.

На протяжении всей своей истории человечество вынуждено бороться с реальной угрозой своему выживанию - распространением инфекционных заболеваний. Казалось бы, достигнутый прогресс обнадеживает: окончательно ликвидирована оспа, завершается борьба с полиомиелитом. Однако и в наши дни мы сталкиваемся как со вспышками уже известных болезней, так и с такими новыми опасными недугами, как СПИД, экзотические вирусные лихорадки, микроплазменные инфекции, "птичий" грипп. Россия предлагает принять оперативный план действий "восьмерки" по борьбе с "птичьим" гриппом и предотвращению новой пандемии гриппа человека. Распространяясь в разных регионах мира, инфекционные болезни высвечивают социальные и экономические проблемы, усиливают социальное неравенство, способствуют дискриминации. В последние годы человечество часто испытывает на себе разрушительную силу землетрясений, наводнений, цунами. Эти удары стихии наносят не только ощутимый ущерб экономике, они также связаны с вспышками инфекционных болезней. Причиной многих массовых заболеваний являются и так называемые гуманитарные кризисы, связанные, в частности, с военными конфликтами. Россия считает, что "Группа восьми" в состоянии наладить многостороннее взаимодействие в этой области.

Серьезного внимания заслуживают наши общие задачи в сфере образования. Образование - один из важнейших факторов роста общественного самосознания, нравственных ценностей и укрепления демократии. Кроме того, рынок труда отдает предпочтение все более квалифицированным специалистам, в результате постоянно повышаются требования к самой системе образования. Как следствие, изменяются ее цели и содержание. Это далеко не полный перечень тем, которые будут подняты на саммите. Речь пойдет и о таких проблемах, как нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Ираке, стабилизация обстановки в Афганистане, борьба с террором. Внимание участников саммита будет привлечено также к перспективам оказания помощи африканскому континенту в решении острых социальных и экономических проблем, в развитии здравоохранения и других аспектах, влияющих на уровень жизни людей. В рамках форума Россия готова к рассмотрению любых актуальных тем и к совместному поиску ответов на них. Председательство России в "Группе восьми" способствует дальнейшему углублению взаимодействия с ведущими мировыми державами, росту авторитета нашей страны в мире. Цель России -выстраивание устойчивой системы международных отношений на основе норм международного права и многосторонних подходов к решению важнейших проблем современности.

Посол России в Латвии Виктор Калюжный"

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.