6 июля 2006 года в Москве cостоялась пресс-конференция "Позиция работодателей на рынке образовательных услуг: итоги мониторинга" приняли участие ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко, директор аналитического центра ЛЕВАДА-центр Юрий Левада, председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

После доклада Ярослава Кузьминова, который озвучил результаты Мониторинга экономики образования (МЭО), участники конференции прокомментировали озвученные данные. Несмотря на некоторые расхождения, все эксперты сошлись во мнении, что система образования в нынешнем виде нуждается в реформировании, так как квалификация, полученная специалистами в процессе обучения, не отвечает запросам работодателей. Предприниматели вынуждены расходовать огромные средства на переподготовку новых сотрудников, однако они предпочитают тратить их не в секторе государственного образования, а создавать свои образовательные центры или прибегать к услугам сторонних фирм. Причину этого явления Андрея Свинаренко видит в том, что существующая система государственного образования устарела. "Необходима реструктуризация - заявил он, - но она будет иметь смысл только при тесной интеграции с реальным сектором производства, потому что технический и технологический уровень таков, что мы никого готовить практически уже не можем". Вследствие чего многие эксперты склонны полагать, что расходование огромные деньги на государственную систему образования в том виде, в котором она существует сейчас, нерационально: "Сегодня государственные средства на образование тратятся неэффективно, - заявил Борис Титов, - поскольку образование это некачественное; предприниматели расходуют средства на подготовку своих специалистов гораздо эффективнее".

Другой важной проблемой чиновник Минобразования считает невысокий уровень большинства учебных заведений. Он полагает, что неудовлетворенность работодателей уровнем подготовки потенциальных кадров связана также с низким уровнем преподавания во многих ВУЗах, а также с требованиями к поступающим и учащимся, "уровень которых находится необоснованно ниже, чем он может быть".

Возможный выход из этой ситуации он видит в установлении возможностей взаимодействия между системой образования и производством. Чтобы установить эту связь, в частности, подготовлен проект закона, подразумевающего участие работодателей в системе образования. Эта мера во многом позволит ликвидировать технологический разрыв между программой, преподаваемой в учебных заведениях и производством. Также, предполагается прибегнуть к ряду финансовых инструментов, которые позволят модернизировать систему образования.

Свои методы решения этих проблем предложил и Борис Титов. Важной мерой на этом пути он назвал реализацию в этой сфере национальных проектов. В качестве примера он привел недавно запущенный национальный проект "инновационные вузы". По словам председателя Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", "это единственный на сегодняшний день пример, когда государство не получило в свой адрес никакой критики за проект". Другой мерой Борис Титов считает создание рейтинга учебных заведений. По его мнению, необходимо реализовать неоднократно выдвигавшуюся, в том числе, и президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, инициативу: оценить для каждого учебного заведения качество подготовки и востребованность специалистов, прошедших в них обучение. Важным шагом на пути реформирования системы образования Борис Титов считает повышение качества среднего образования, которое должно происходить главным образом за счет привлечения самих предпринимателей. Заинтересовать последних в участии предлагается налоговыми льготами, которые они получат за подготовку своих специалистов в лицензированных учебных заведениях.

Были выдвинуты и предложения по большей специализации образования для сокращения сроков обучения специалистов, а значит, и уменьшения затрат на их подготовку. Для приведения системы образования к международным стандартам предлагается использовать зарубежный опыт, вплоть до отправки будущих педагогов на стажировки за рубеж.