Индекс потребительских цен в Грузии по данным на конец июня 2006 года (в сравнении с показателем на конец мая) составил 99,8%, сообщили ИА REGNUM в департаменте статистики министерства экономического развития Грузии. Соответственно, уровень дефляции в июне составил 0,2%. По данным департамента, существенное влияние на показатель общего уровня цен оказало наблюдавшееся в июне снижение роста потребительских цен на топливо - в частности, на дизельное топливо - на 3,1%, бензин - на 0,2% и керосин - на 0,2%, а также на табачную продукцию - в среднем на 18,6% (что было обусловлено снижением на нее акцизных ставок). Цены на импортированные сигареты сократились на 18,6%, сигареты отечественного производства с фильтром - на 21,4%, без фильтра - на 13,7%. Снижение цен на топливо и табачные изделия, а также сезонное снижение цен на овощи перекрыли фактор роста потребительского тарифа на электроэнергию (58,9% в среднем по стране), а также роста цен на мясо, мясопродукты, рыбу, фрукты, сахар, кондитерские изделия, в результате чего в Грузии и была зафиксирована дефляция.

Статистика уровня инфляции в Грузии за последние годы выглядит следующим образом:

уровень месячной инфляции по итогам мая - в 2002 году "минус" 2,3%, 2003 - 0,1%, 2004 - "минус" 1,6%, 2005 - "минус" 1,4%, 2006 - "минус" 0,2%;

уровень инфляции на конец мая с начала года - в 2002 году - 3,0%, 2003 - 2,4%, 2004 - "минус" 0,8%, 2005 - 0,6%, 2006 - 5,6%;

уровень годовой инфляции на конец мая - в 2002 году - 5,5%, 2003 - 4,8%, 2004 - 3,6%, 2005 - 9,0%, 2006 - 11,4%.

Эти цифры подтверждают то, что общий уровень цен в июне, как правило, определяется традиционными сезонными факторами, - констатировали в департаменте, отметив, что в это время года цены на пищевые продукты отличаются резкими колебаниями, и что из-за достаточно весомой доли этих продуктов - 7,7% - в структуре потребления, они, практически, и обуславливают общий уровень индекса потребительских цен.

Уровень цен на пищевые продукты в июне 2006 года снизился на 0,6%. Главной причиной этого явилось снижение цен на овощи - на 10,2%. Так, помидоры подешевели на 47,3%, зеленое лобио - на 67,4%, баклажаны - на 27,1%, капуста - 23,6%, огурцы - на 19%, чеснок - на 9,4%, зелень - на 7,6%, яйца - на 7,0%, картофель - на 0,1% и т.д. В то же время повысились цены на мясо и мясопродукты - на 5,4% (в том числе на куры - на 25,2%, куриные ножки - 17,8%, говядину - на 1,6%, рыбу - на 11,5%, в том числе на свежую рыбу - на 18,1%, замороженную -5,4%), сыр - на 7,4%, сахар - на 0,2% (пик подорожания которого наблюдался в мае), фрукты - на 5,3% и т.д.

Еще одним фактором, повлиявшим на уровень цен в июне, явилось укрепление обменного курса лари - судя по данным Тбилисской межбанковской валютной биржи, за июнь лари укрепился на 1,3%, за первое полугодие - на 0,2%, - заявили в департаменте. Указанная тенденция повлекла сокращение цен на продукты длительного потребления в потребительской корзине (цены на них указываются в долларах, а их купля-продажа осуществляется в лари по соответствующему курсу) и снижение общего уровня цен, а также инфляционного ожидания.

С начала 2006 года общий уровень потребительских цен возрос на 5,6%. Это, по информации департамента статистики, обусловлено, главным образом, ростом цен на пищевые продукты - на 8,8%, в том числе на овощи - на 23,4%, мясо и мясопродукты - на 17,8%, фрукты - на 21,1%, сахар и кондитерские изделия - на 17,0%. В то же время снизились цены на молоко, сыр и яйца - на 11,9%, а также на алкогольные и табачные изделия - на 8,6%.

В части услуг в потребительской корзине с начала года выросли цены на группу "жилые дома, вода, электроэнергия, газ и топливо" - на 20,4% (в основном в связи с повышением тарифов на электроэнергию и природный газ), на транспортное обслуживание - на 4,0%, на здравоохранение - на 3,5%, на сервис в гостиницах, кафе и ресторанах - на 3,6%.