С 1 июля 2006 года в законную силу вступает поправка в федеральный закон "О связи", в соответствии с которой все входящие звонки становятся бесплатными. О том, как это нововведение повлияет на рынок сотовой связи, в частности, на тарифы, сообщили в рамках пресс-конференции 28 июня член комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, автор проекта федерального закона "О внесении изменений в ст.54 Федерального закона о связи" Максим Коробов и руководитель департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи РФ Виталий Слизень, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Максима Коробова, изменения в законодательстве "некоторыми воспринимается как национальное бедствие, а некоторыми - как национальный праздник". "Я все же думаю, что для подавляющего большинства населения введение принципа "платит звонящий" будет радостным событием, - подчеркнул депутат. Это явление новое как в социальной, так и в экономической жизни. В перспективе количество абонентов мобильной связи в любом случае будет превалировать над количеством абонентов фиксированной связи. "Мы исходили из простой истины: нельзя два раза платить за одну и ту же услугу, - подчеркнул Коробов. - Если мы покупаем буханку хлеба, мы один раз платим за то, что один раз съедаем. Это философия данного законопроекта".

Законопроект был очень непростым, констатировал, в свою очередь, Виталий Слизень. До принятия закона президентом его называли нужным, важным, но несвоевременным; однако теперь, когда он подписан президентом, исполнительная власть обязана его исполнять. Для этого пришлось внести ряд изменений и в подзаконные акты правительства, в том числе и касающиеся взаиморасчетов граждан с операторами сотовой связи, так как без этого Федеральная служба по тарифам не могла установить тарифы для абонентов. "Сегодня сети полностью готовы к этим нововведениям, так же, как и законодательная база, - подчеркнул Слизень.

В связи с изменением закона "О связи" зачастую высказывались опасения, что компании-операторы, стремясь не потерять прибыль, резко повысят цены на исходящие звонки. По словам Максима Коробова, "сначала ожидалось, что стоимость исходящих звонков может повыситься на 8-10%. Но сейчас, чем ближе к 1 июля, тем больше разумных комментариев, согласно которым надо подождать и посмотреть, какая будет практика. Это вселяет надежду на то, что операторы будут благоразумны. Но в то же время, отметил депутат, есть случаи, когда операторы повышают внутренний курс условных единиц по сравнению с официальным валютным курсом Центробанка; то есть, если цена звонка определяется в долларах, то абоненту приходится действительно платит больше.

Тем не менее, считает Коробов, "в ближайшие месяцы какого-либо значительного повышения тарифов не будет: операторы посмотрят, как будет складываться ситуация и согласно ей принимать меры. Все равно будет происходить плавное снижение тарифов в связи с конкуренцией, акт как абонентская база постоянно растет, и общая масса дохода оператора также возрастает". Как добавил Виталий Слизень, здесь важна роль СМИ, которые публикуют финансовую отчетность компаний-операторов; таким образом, общественность сможет своими глазами убедиться, действительно ли повысились расценки. В любом случае, отмечали участники пресс-конференции, защиты прав абонентов в компетенции и такого ведомства как ФАС - к ней можно будет апеллировать, в случае, если тарифы будут повышаться, по мнению, пользователей, необоснованно.

Есть и еще один "подводный камень": операторы постепенно начинают вводить плату за соединение. Законно ли это? По словам Виталия Слизеня, "идея брать плату за соединение с юридической точки зрения сомнительна. Деньги можно брать только за услугу. Соединение - это не услуга: пользователь звонит для того, чтобы говорить, а не для того, чтобы соединиться. Более того, есть норма в 328 постановлении правительства, касающаяся всех участников рынка: согласно ей, разговор длительность менее 3 секунд не может тарифицироваться. Поэтому если человек звонит и кладет трубку - то такой звонок тарифицироваться не может".