В начале осени в Госдуму поступит достаточно много законодательных инициатив от президента (по реализации нацпроектов и Послания Федеральному собранию) и правительства (по реализации национальных проектов, бюджетного послания, пакет поправок в налоговый кодекс, в банковское законодательство, законопроекты о бухгалтерском учете, о трансфертном ценообразовании, о налогообложении в высокотехнологичных отраслях экономики, проект, уточняющий основные положения на ОСАГО (разработчик Минфин), законопроект, продолжающий тему совершенствования разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ (разработчик Минрегионразвития) и другие). Как передает корреспондент ИА REGNUM, 27 июня на совещании в Госдуме по плану законопроектной работы на осеннюю сессию первый вице-спикер Любовь Слиска сообщила, что первоочередных законопроектов будет 45, кроме того 450 запланировано в программе работы на осень; президентских законопроектов - 11, правительственных - 35.

Отметим, что осенью могут быть рассмотрены законопроекты об информационной открытости деятельности правительства и об образовательных кредитах. При этом первый, по словам представителя правительства в Госдуме Андрея Логинова, наконец доработан и находится в аппарате правительства. Отвечая на вопрос главы комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, отметившего, что правительство долгое время не может дать ответ о судьбе этого закона, Логинов пообещал, что он скоро будет внесен в Госдуму. Второй законопроект, подписанный депутами Валерием Зубовым, Владимиром Рыжковым, Святославом Насташевским (независимые), Натальей Бурыкиной, Айратом Хайруллиным (фракция "Единая Россия"), не может быть рассмотрен до конца весенней сессии (7 июля) в связи с замечаниями к нему Главного правового управления Администрации Президента, сообщил представитель президента в Госдуме Александр Косопкин, а позиция правительства, добавил он, - "не слишком торопиться с его принятием в первом чтении".

"До осени правительство его не поддержит. Думаю, что и второй раз на него придет отрицательно заключение. Но оно вынуждено будет осенью принять либо этот документ, либо спешно разработать новый", - уверен Валерий Зубов. В интервью корреспонденту ИА REGNUM, он отметил, что "у правительства нет практического плана" по реализации идеи образовательных кредитов. "Это так же, как с законопроектом о тарифах естественных монополий, который несколько лет не выносится на рассмотрение Госдумы. Судя по последним заявлениям они уже поняли, что декабрьский закон не работает (наделяющий Федеральную службу по тарифам правом устанавливать для субъектов РФ предельные индексы цен на услуги жилищно-коммунального комплекса с целью ограничения роста тарифов на эти услуги - ИА REGNUM), и хотят его отменять.Это цена упорства", - считает депутат.

Отметим, что основную часть совещания депутаты и статс-секретари федеральных министерств и ведомств высказывали мнения о взаимодействии парламента с исполнительными органами власти. Депутаты обращали внимание на отписки руководителей аппаратов министерств в ответ на протокольные поручения, трудности в получении на законопроект заключения правительства (оно необходимо для рассмотрения законопроекта, прохождения процедур трех чтений - ИА REGNUM), невнимание к экспертным советам и заседаниям комитетов. Логинов в ответ привел "печальные цифры": в 2005 г. из 574 поступивших в правительство на заключение законопроектов, в 30-дневный срок "уложились только по 11". "Мы пытаемся укладываться, но не получается", - признался представитель правительства в Госдуме.

Касаясь одной из самых острых тем - многочисленные срывы по срокам подготовки нормативных актов правительства к принимаемым законам (один из последних примеров - отсутствие поставновления правительства, регулирующее порядок отгрузки на оптовые склады ипортного алкоголя, который с 1 июля должен быть изъят из продажи, если не будет перемаркирован - ИА REGNUM), Логинов предложил депутатам сделать в думском регламенте обязательную норму о том, чтобы при внесении законопроекта автор сопровождал бы его предложениями по перечню нормативно-правовых актов правительства, сопровождаемых принятие закона, если на таковые есть ссылки в законопроекте. "Это повысило бы ответственность законодателя", - заявил Логинов, заметив, что авторы часто не представляют, какое содержание должны иметь нормативные акты, а у чиновников "огромное количество времени, труда уходит на эти вещи".

Представители исполнительной власти, если и говорили о недостатках в работе с Госдумой, ссылались на межведомственную разобщенность. По мнению Косопкина, недостатком во взаимоотношениях Госдумы и правительства является "факт, что очень часто межведомственный конфликт решается здесь, на думской площадке", например, когда министерства не достигнув договоренности, отправляют парламентариям "несогласованный продукт".

Стоит отметить, что несмотря на эти вопросы, возникающие между чиновниками и депутатами, качество законопроектов, принимаемое Госдумой этого созыва, по словам Слиски, достаточно высокое и 95% подписываются президентом.