В связи с отмечаемым 26 июня Международным днем поддержки жертв пыток Общероссийское общественное движение "За права человека" обнародовало тезисы предварительного доклада "Новый ГУЛАГ", посвященного обзору нарушений прав граждан России на защиту от пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как отметил исполнительный директор ООД "За права человека" Лев Пономарев, в наибольшей степени пытки и подобное обращение рапространены в трех сферах - во-первых, на стадии предварительного дознания в правоохранительных органах, где с их применением обеспечивается значительная часть признательных показаний, которые нередко принимаются судом несмотря на попытки подсудимых заявить, что они были даны под давлением, во-вторых, как средство коллективного наказания и терроризирования жителей той или иной местности (в массовом порядке в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, а также в башкирском Благовещенске, в селе Рождествено Тверской области и др.) и в-третьих, в закрытых учреждениях - в местах лишения свободы, в армии.

"Собранные правозащитниками доказательства однозначно свидетельствуют, что за время некольких последних лет под руководством генерал-полковника внутренней службы Юрия Калинина ФСИН превратился в новое издание ГУЛАГа", - говорится в докладе.

"В последние годы произошли принципиальные изменения в системе ФСИН РФ - она полностью вышла из-под общественного и административного контроля, - отмечается в докладе. - Практически все ранее существовавшие возможности для визитирования со стороны правозащитников, экспертов Уполномоченного по правам человека и даже депутатов закрылись. Пускают как правило в беспроблемные учреждения и по проверенным маршрутами: библиотека - столовая. Оперативный допуск был закрыт даже для работников Минюста". Параллельно, отмечают правозащитники, в учреждениях ФСИН стала отрабатываться технология контроля над заключенными, аналоги которой можно найти только в тоталитарных системах. Это создание целых "пресс-зон" (в настоящее время уточняются данные по 43 подобным учреждениям), превращение так называемых "секций дисциплины и порядка" (СДП) фактически в отряды заключенных-тюремщиков, наделенные функциями оперативного контроля над своими товарищами, но, в отличие от сотрудников ФСИН, не стесненных в своей деятельности законами и инструкциями.

В докладе отмечаются также такие факторы как отвратительное питание заключенных, отсутствие необходимого лечения, совместное содержание больных и здоровых".

"Очень важно отметить, - говорится в докладе, - что при наличии доброй воли со стороны администрации пребывание в колонии может быть вполне терпимым, порядок - поддерживаться без пыток и концлагерных приемов, осужденные могут работать и зарабатывать".

Авторы доклада отмечают в качестве причины распространения пыток в правоохранительной системе также слабость выполнения прокуратурой надзорных функций либо часто преступное попустительство с ее стороны.

По мнению авторов доклада, личную ответственность за массовое и грубое нарушение прав человека со стороны правоохранительных органов несут министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев и директор ФСИН Юрий Калинин, в связи с чем правозащитники требуют их отставки.

"Необходимо как можно скорее принять закон о гражданском контроле, а также принять ряд подзаконных актов, обеспечивающих реальные возможности для визитирования со стороны представителей правозащитных организаций, запрет дискриминационной практики, при которой администрация учреждений ФСИН осуществляет цензурование результатов мониторинга соблюдения прав заключенных, полученных во время визитирования", - говорится в докладе.

Еще одна рекомендация касается реформирования системы исполнения наказаний в России. "Административная независимость ФСИН РФ должна быть отменена, а ведомство возвращено в состав Минюста РФ, - отмечается в докладе. - Должна быть обеспечена полная независимость оперативных частей в учреждениях уголовно-исполнительной системы от других правоохранительных органов".

По мнению правозащитников, искоренению пыточной практики должно также содействовать разделение функций следствия и надзора, ныне сосредоточенных в рамках прокуратуры.

Кроме того, в докладе особо подчеркивается ряд мер, принятие которых позволило бы преодолеть сложившуюся на сегодня порочную практику:

- признательные показания, полученные на стадии дознания, не должны учитываться судом;

- СДП должны быть распущены, должен быть установлен абсолютный запрет на создание самодеятельных структур из заключенных, на которые в том или ином виде возлагались бы оперативно-контрольные функции;

- все подзаконные акты правоохранительных органов, так или иначе затрагивающие права и свободы, должны быть опубликованы;

- должен быть введен запретна использование ОМОНа и внутренних войск для пресечения мирных гражданских акций, даже носящих несанкционированный характер.

В настоящее время правозащитными организациями России готовится доклад, который в качестве альтернативного должен быть представлен в Комитет ООН против пыток наряду с официальным докладом Правительства Российской Федерации о соблюдении Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинства обращения и наказания. Важность этого документа подчеркнул директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Валерий Абрамкин. "В отличие от диссидентских времен западное общественное мнение молчит о том, что происходит в России", - констатировал он.