Проект EXAMEN компании Begin Group представил 21 июня 2006 года данные опроса, проведенного среди старшеклассников и их родителей на выставке "Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка" в сентябре 2005 и апреле 2006 года в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM. В исследовании приняли участие более 300 старшеклассников и их родителей.

Согласно представленным в исследовании данным, чаще всего семьи старшеклассников начинают выбирать вуз за 1-2 года до момента поступления. 48% опрошенных родителей абитуриентов отмечают, что окончательное решение относительно вуза приняли за 2 года до момента поступления, еще 31% - за год.

Подавляющее большинство старшеклассников поступает сразу в несколько вузов одновременно (69% опрошенных), 19% планируют поступать сначала в один вуз, а в случае неудачи - в другой, и только 12% респондентов окончательно определились с единственным учебным заведением, в которое они будут подавать документы.

В случае неудачи на вступительных экзаменах более половины абитуриентов (56%) попробуют поступить в другой вуз, 19% - на другой факультет выбранного вуза, 9% повторят попытку через год.

При выборе вуза решающим фактором для родителей старшеклассников являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. На первое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются при выборе наличием интересующих специальностей.

"Все чаще абитуриенты и их родители указывают на перспективы дальнейшего трудоустройства в качестве решающего фактора, - отметил руководитель проекта EXAMEN компании Begin Group Михаил Кнеллер. - Причем нередко они имеют в виду не столько знания, полученные в вузе и необходимые для той или иной работы, сколько ценность диплома для работодателей, наличие хорошего центра по трудоустройству, возможность прохождения практик и стажировок в ведущих компаниях. При этом на второе место отходит такой, казалось бы, немаловажный фактор, как наличие тех или иных специальностей. То есть специальность выбирается исходя не из непосредственных пристрастий ребенка, а ситуации на рынке труда".

Для 12% решающей характеристикой является стоимость обучения; число таких респондентов несколько больше, чем в прошлые годы. Это связано с постепенным сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом.

Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывались следующие: уровень сложности вступительных испытаний - 11%; удобное расположение вуза - 9%; контакты с зарубежными вузами и другими организациями - 8%; количество изучаемых иностранных языков - 7%; возможность получения двух дипломов - 6%; бренд вуза - 5%; наличие военной кафедры - 5%; положительные отзывы знакомых - 5%; возможность получения образовательного кредита на льготных условиях - 3%; наличие подходящих форм обучения - 3%; спортивные сооружения вуза, наличие спортивных секций - 3%; форма оплаты обучения - 3%; наличие магистратуры - 2%; наличие известных преподавателей - 2%.

Таким образом, если на первом по значимости месте оказываются факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства, подходящая специальность), то на втором - ориентированные на удобство обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза).

В последнее время, уменьшается значимость таких факторов, как наличие военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не так много), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза с иностранными университетами, а также зависимость от количества изучаемых иностранных языков.

Выбирая вуз и специальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются определенным общественным мнением относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался в школе.

Традиционный интерес к таким профессиям, как финансист и менеджер, сохраняется. Увеличивается число абитуриентов, интересующихся карьерой в области информационных технологий и творческими профессиями - архитектурой, дизайном.

Гуманитарное образование хотели бы получить 41% опрошенных старшеклассников, экономическое - 29%, медицинское - 4%, естественнонаучное - 3%, художественное, музыкальное - 1%. 10% старшеклассников пока не определились с выбором.

"В последнее время абитуриентам стали менее интересны общие широкие бизнес-специальности, такие как "экономист" или универсальный "менеджер", - отметил Михаил Кнеллер. - Тем не менее, немало школьников выбирают что-то более конкретное, вроде "PR и реклама", "финансы и кредит", "управление персоналом". Специальность "юриспруденция" уже не кажется старшеклассникам столь привлекательной, как раньше. Растет интерес к творческим профессиям. Технические специальности, которые несколько лет были крайне непопулярны, постепенно начинают набирать вес - в первую очередь связанные с информационными технологиями. Московские вузы, хотя и с некоторым запозданием, стараются отвечать вновь возникающим требованиям. Все чаще и чаще проводится набор на такие узкоспециализированные учебные программы, как, например, "менеджмент в химической промышленности", "менеджмент в спорте", "антикризисный менеджмент" и так далее. Как когда-то каждый вуз открывал юридический факультет, сейчас многие открывают факультеты дизайна или, например, журналистики".

На вопрос, приветствуют ли абитуриенты и их родители новую структуру обучения "бакалавриат+магистратура" (4+1 год), опрошенные отвечали по-разному. Ее воспринимают положительно 34% респондентов, скорее негативно - 50%, для 16% данный фактор не имеет решающего значения.

83% респондентов хотели бы учиться по очной (дневной) форме, 6% - по вечерней, 3% - по заочной. Остальные пока не решили для себя этот вопрос.

В большинстве случаев старшеклассники самостоятельно определяются с выбором вуза. На вопрос "чье мнение является решающим при выборе вуза?" ответы распределились следующим образом: самого абитуриента - 74%; матери - 14%; отца - 3%; обоих родителей - 9%.

Большинство родителей в опросе указывают, что решающее слово остается за абитуриентом. В то же время на практике чаще всего происходит так: в согласии с родителями обычно определяются основные варианты для поступления (возможные специальности, вузы, где эти специальности преподают).

Сами абитуриенты при выборе вуза чаще всего советуются с обоими родителями (54% старшеклассников), 24% - с мамами, 19% - с друзьями, 6% - со старшими братьями или сестрами.