"Если американские компании не захотят финансировать проект строительства железнодорожной магистрали Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку, как это рекомендовал комитет Палаты представителей Конгресса США, то есть другие страны, другие институции - Евробанк, Европейский банк реконструкции и развития, BSTDB, IFC и очень много остальных, которые могут принять участие в этом проекте", - заявил журналистам министр экономического развития Грузии Иракли Чоговадзе, комментируя решение комитета по финансовым вопросам Палаты представителей США запретить финансирование указанного проекта за счет американских средств.

Если проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку будет экономически целесообразным, он будет осуществлен, - заявил Иракли Чоговадзе. Вместе с тем, отметил министр экономического развития Грузии, на сегодняшний день проект находится лишь на начальной стадии - пока не сформирован консорциум по его осуществлению, не изысканы соответствующие средства - а это, по предварительным расчетам, около $400 млн., так что, вопрос участия американской стороны в проекте в повестке дня еще и не стоял. Государственный министр Грузии по вопросам координации реформ Каха Бендукидзе в беседе с журналистами отметил, что проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку - достаточно интересный и может быть экономически выгодным, однако имеет лишь долгосрочную перспективу реализации, поскольку представленные ныне расчеты по проекту - вряд ли достаточно убедительные.

Ожидается, что вопросы, связанные со строительством железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, в том числе ТЭО этого проекта, подготовленное турецкой компанией "Yuksel domonik", будут обсуждены на встрече представителей Азербайджана, Грузии и Турции в Казахстане, которая состоится в течение ближайшего месяца.

Проект строительства железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку предусматривает строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км, а также реабилитацию железнодорожного участка Ахалкалаки - Тбилиси.

Напомним, что финансовая комиссия Палаты представителей Конгресса США приняла накануне решение не финансировать строительство железной дороги Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку в обход Армении (в обход ныне существующей, однако бездействующей по причине закрытия армяно-турецкой границы, железной дороги Карс - Гюмри (Армения) - Тбилиси - Баку). Ранее группа поддержки Армении в Конгрессе США во главе с конгрессменами Френком Паллоном и Джо Ноленбергом направила письмо на имя Государственного секретаря США Кондолизы Райс с просьбой воздержаться от финансирования данного проекта, как противоречащего долгосрочным интересам Вашингтона в регионе. Ранее о нецелесообразности финансирования данного и любого другого коммуникационного проекта в обход Армении высказывались ряд европейских политиков, считающих, что Турция на пути вступления в ЕС должна наладить свои отношения со всеми соседними государствами, в том числе Арменией, и разблокировать границу с этой республикой. Армянские специалисты склоняются к той точке зрения, что строительство железной дороги из Турции в Грузию, а далее в Азербайджан в обход Армении поставит точку в коммуникационных устремлениях Армении и сделает ее полную изоляцию свершившимся фактом. Кроме того, проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси не включен в международную программу ТРАСЕКА. Здесь указана необходимость задействования железной дороги Карс-Гюмри-Тбилиси. Против этого проекта выступают также официальные лица Армении. В частности, министр транспорта и связи Армении Андраник Манукян ранее заявил, что Армения сделает все для того, чтобы воспрепятствовать строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки, поскольку это невыгодно не только Армении, но и всему региону.

Напомним, что ранее министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что Азербайджан и Грузия не имеют морального права выделять из своего бюджета средства для строительства железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку. По его словам, инвестировать в строительство данной магистрали бессмысленно, поскольку указанные страны уже связаны существующей железнодорожной коммуникацией, проходящей через территорию Армении.