В Москве дефицит офисных площадей и гостиниц: московская недвижимость и стройкомплекс в СМИ
Москва, 9 июня, 2006, 17:03 — ИА Регнум. Рост цен на недвижимость в Москве, видимо, еще на протяжении долгого времени будет оставаться информационным поводом для СМИ. "Итоги апреля: $3 тыс. за 1 кв. м уже пройдены. Что дальше?" - задает вопрос газета "М2 - Квадратный метр" (№22 (282) 31 мая - 6 июня). "В марте независимые аналитики и участники рынка недвижимости сильно разошлись в оценках роста стоимости 1 кв. м жилья. Но, несмотря на разницу в расчетах, никто из них не отрицал, что психологический рубеж в $3 тыс. за 1 кв. м будет преодолен в ближайшие месяцы. Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что они не ошиблись в своих оценках. Апрель побил все рекорды, в том числе по уровню цен и темпам их роста", сообщает газета. "Согласно статистическим данным, средний уровень стоимости московских квартир вырос за апрель на 10%. При этом отдельные категории жилья подорожали на 12-15% и более. На вторичном рынке типового жилья Москвы начало нового квартала не принесло сколько-нибудь значимых изменений. Объем предложений хотя и увеличивается, но очень медленно и не в силах повлиять на общую тенденцию". Тем не менее, отмечается в материале Антона Крафтова, несмотря на рост цен, спрос на жилье в столице не падает. "В частности, это происходит из-за сильного уменьшения объема предложения новостроек. Подсчитать точные масштабы сокращения достаточно сложно, но большинство специалистов рынка недвижимости сходятся на средней величине в 40%". Прогнозы аналитиков достаточно уверенны: "Дешеветь квадратные метры пока не собираются, а все аналитики спорят только о том, на сколько процентов поднимется их стоимость. Вероятно, что к началу осени средняя цена 1 кв. м способна перешагнуть за черту $3,2-3,3 тыс". В частности, "М2" приводит слова генерального директора ЗАО "МИАН-агентство недвижимости" Нины Кузнецовой: "Относительно ценовой ситуации на рынке жилья стоит сказать, что существенных изменений произойти не должно, поскольку спрос по-прежнему опережает предложение на 20-30%. <...> Надо ожидать более активного роста цен на жилье в тех районах, которые относятся к разряду недооцененных (например, Юго-Восточный округ). Кроме того, подорожают квартиры в районах, где сейчас заканчиваются работы по созданию транспортных развязок (Крылатское, Полежаевская и др.). В целом по рынку минимальный прогнозируемый рост цен по итогам года составит не менее 40%".
Очевидно, что такая "стабильность" - постоянный рост цен - на рынке недвижимости не может не беспокоить столичные власти - ведь Москва, как один из субъектов РФ, должна принимать участие в реализации приоритетного национального проекта "Доступное жилье" - но при существующем уровне цен говорить о какой бы то ни было его доступности не приходится. "Власти столицы не могут повлиять на рынок недвижимости. Или не хотят?" - так озаглавлен материал в том же номере "М2". Газета приводит слова первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка, согласно которым "столичные власти не заинтересованы в росте цен на жилье, однако не могут повлиять на рынок недвижимости". "По нашей оценке, цены растут запредельно по отношению к инфляции и к темпам реального удорожания строительной продукции", - сказал Ю. Росляк, отметив, что подобное явление говорит о неудовлетворенном спросе на жилье на территории Москвы. Заместитель мэра подчеркнул, что для того, чтобы выполнять социальные программы и давать возможность приобретать жилье наиболее нуждающимся, например очередникам, власти столицы разработали систему социальной ипотеки. Она позволяет купить жилье фактически по себестоимости в рассрочку людям со средним доходом". Кроме того, по мнению заместителя мэра, "действующий в настоящее время федеральный закон № 214 "Об участии в долевом строительстве..." не приведет к обвалу рынка жилья. <...> "Наш менталитет таков, что российское предпринимательство найдет схемы, по которым можно обойти имеющиеся в законе ограничения, для продолжения строительства. Снижения темпов возведения жилья не будет".
Интервью с директором НИиПИ Генплана Москвы Сергеем Ткаченко публикует "АиФ Москва" (№ 23 (673) от 7 июня 2006 г.). Речь в материале идет об особенностях реализации Генплана столицы. "Генплан действует давно и рассчитан на 20 лет. Каждые четыре года происходит его актуализация, то есть фактически разрабатывается новый план. <...> К примеру, сейчас Москва обогнала показатели Генплана по жилищному строительству примерно на год, а вот инфраструктура развивается в рамках существующих норм. В результате возникает дисбаланс. Сейчас городу не хватает детских садов и школ. Но это поправимо. Мы вынуждаем правительство включать возведение объектов инфраструктуры в инвестиционные контракты. А в случаях, когда это невозможно, строительство необходимых соцобъектов ведётся за бюджетные деньги". "Говоря о приоритетах, чиновник сообщает: "основное, чего мы добиваемся, - это планомерности: чтобы строительство жилья не обгоняло, например, дорожное строительство и столица развивалась такими темпами, какие заложены в Генплане. Понятно, что городская часть от продажи жилья, построенного инвесторами, поступает в бюджет, а оттуда идёт на прокладку дорог. Но если жилищное строительство опережает темпы дорожного, то потребность в дорогах возрастает ещё больше. Получается замкнутый круг. А так быть не должно". В интервью также затрагиваются проблемы небоскребов, промзон, гаражей.
Спортивные сооружения также занимаются в градостроительном плане Москвы заметное место. Например, о строительстве спортивного комплекса в Крылатском сообщает "Вечерняя Москва" (№96 (24387) от 5 июня). "Все спортивные сооружения в этом районе столицы будто парят над Москвой-рекой: Велотрек, Конькобежный дворец и вот теперь - спортцентр "
А вот офисов в Москве по-прежнему не хватает, хотя, казалось бы, офисные центры появляются в городе регулярно. "2006 год проблему нехватки качественных офисов не решит", уверены "Ведомости" (спецвыпуск "Недвижимость", №101 (1628) от 6 июня). "Почти 1 млн кв. м новых высококлассных офисных площадей может появиться в столице к концу этого года. Несмотря на растущий спрос, число заявленных к строительству офисов находится примерно на уровне прошлого года. Арендаторы терпеливо ждут, когда предложение хотя бы сравняется со спросом. На ближайшие годы ряд девелоперов заявили о намерении вывести на рынок несколько крупных комплексов, но в 2006 г. дефицит качественных офисов сохранится", сообщает Наталья Самарина. Тем не менее, отмечают "Ведомости", проблема решается: "На 2007-2008 гг. в Москве запланировано завершение нескольких крупномасштабных проектов, которые, по выражению Ольги Батуриной, руководителя группы аналитики рынка офисной и индустриальной недвижимости JLL, способны сделать "более здоровым" соотношение спроса и предложения в офисном сегменте". Большие надежды связывают аналитики с деловым центром "Москва-Сити": "Наконец-то после стольких лет обсуждения, в первую очередь за счет реализации проектов на территории "Москва-Сити", масштаб офисного рынка Москвы можно пощупать, увидеть и, что называется, осознать", - замечает Константин Лосюков, директор отдела офисной недвижимости Knight Frank. Ему вторит Владимир Журавлев, директор департамента коммерческой недвижимости и инвестиций NAI Global: "Впервые на рынке возникла ситуация, когда появление значительных объемов офисных площадей не отдаленная перспектива, а ближайшее будущее. Конкурентные преимущества "Москва-Сити" очевидны, тогда как перспективы признанных доныне лидеров рынка весьма сомнительны".
Испытывает Москва и нехватку гостиниц - об этом, кстати, неоднократно говорили и столичные власти, заинтересованные в притоке в Москву большего числа туристов, чем в настоящее время. "Даже если вводить в строй по одному отелю в месяц, Москва "насытится" через 20 лет", отмечается в материале Ольги Никольской "Ах гостиница моя, ты гостиница!" ("Вечерняя Москва", №96 (24387) от 5 июня). "В ближайшие годы в Москве нужно построить 240 новых отелей. Именно столько требуется для привлечения в город туристов, бизнесменов и состоятельных гостей столицы. <...> В 2010 году число мест в московских гостиницах должно вырасти до 170-200 тысяч, а к 2020-му - достичь 500 тысяч. Москва стремится наверстать упущенное десятилетиями и встать в один ряд с такими туристическими центрами мира, как Париж, Лондон, Нью-Йорк... А пока у нас гостиниц примерно в 10 раз меньше, чем, к примеру, в английской столице". В материале перечислен ряд строящихся и запланированных объектов, как в черте города, так и на периферии. При этом, отмечает "Вечерка", строительство ведется все равно не так интенсивно, как того хотело бы правительство Москвы. В чем причина? "Инвестор не верит, что у города есть большое туристическое будущее? Или боится, что его инвестиции окажутся незащищенными? Просто сегодня в городе развиваются такие секторы экономики, которые по рентабельности многократно опережают гостиничный бизнес. Например, жилищное и офисное строительство. Они быстрее возвращают деньги, затраченные на строительство, и начинают приносить прибыль. Но количество свободных участков в городе резко сокращается, а потому инвесторам становится выгоднее обратить внимание на гостиничный бизнес, имеющий ряд преимуществ в использовании земельных ресурсов. Тем более что намечен выпуск новых нормативно-правовых документов и разработка системы льгот и преференций".
На неделе две газеты посвятили материалы проблеме застройки на территории Южного административного округа Москвы. "Промзоны Южного административного округа пошли в оборот. На их территориях строят жилые и спортивные комплексы, создают экологически чистые предприятия малого и среднего бизнеса. Выигрывают жители, улучшается облик города", сообщает "Вечерняя Москва" (№96 (24387) от 5 июня). "Перепрофилируют и запущенные территории возле Кожуховского затона. Здесь начинается строительство городского технопарка "Нагатино-ЗиЛ" - "инкубатора" цивилизованного бизнеса. В Электролитном проезде, на месте свалок и старых цехов, появится громада всесезонного центра горнолыжного спорта". На месте Нагатинского завода стройматериалов, по данным "Вечерки", появится комплекс высотных зданий: "Завод уже выехал, цехи снесены, а теперь предстоит расчистить и рекультивировать территорию в 6,14 гектара, над которой еще маячит прокуренная заводская труба. Ее снесут направленным взрывом, чтобы начать строительство высоток".
Близость промзон не слишком влияет на уровень цен на жилье на юге Москвы: здесь они ненамного отличаются от среднегородских - причем особенно активно дорожают новостройки, спрос на квартиры в которых превышает предложение. "В течение весны этого года с рынка исчезло более 40% новостроек, в которых велись продажи. При этом официальных сообщений о появлении в прайс-листах риэлторских компаний новых адресов не последовало. Но истощенный рынок ЮАО все же жив, хотя квартиры и значительно подорожали за этот период. Средняя стоимость строящихся панельных домов на территории округа превысила $2 тыс. за 1 кв. м.", сообщает "М2 - Квадратный метр" (№22 (282) 31 мая - 6 июня) в материале "На Южном фронте с февраля по май шли тяжелые бои". "На самом деле все не так уж и плохо, рынок новостроек вполне дееспособен, хотя вливание свежей крови ему просто необходимо. Хотелось бы оговориться, что под "свежей кровью" подразумевается не очередная группа обманутых соинвесторов, которые вновь активизировались в последние две недели, а появление в продаже новых объектов". "Стоимость квартир в новостройках ЮАО достигла уровня цен новостроек ВАО и СВАО. В настоящее время в округе ведется точечная застройка районов. Стабилизация темпов роста в этом сегменте рынка возможна к концу года, если появятся новые объекты в местах массовой застройки, планируемой на месте выводимых промзон в районах Чертаново Южное, Царицыно и Бирюлево Восточное", приводит газета слова руководителя отдела новостроек эконом-класса управления новостроек компании "МИЭЛЬ-Недвижимость" Сергея Тулякова.
Проблема обманутых инвесторов сохраняет свою актуальность - до окончательного разрешения напряженной ситуации еще сравнительно далеко, несмотря на все усилия, предпринимаемые властями, хотя, как сообщают "
О том, как решается проблема обманутых дольщиков в Восточном округе Москвы, сообщил газете "Тверская, 13" (номер от 3 июня) префект ВАО
"Свою точку зрения на истоки кризиса на рынке жилья в Москве высказал в интервью обозревателю "Известий" Виктории Волошиной заместитель главы департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Сергей Амбарцумян", сообщает газета в номере от 7 июня. "Меня возмущает, когда сложившуюся ситуацию с обманутыми дольщиками жилья называют строительной пирамидой. К случившемуся кризису на рынке жилья профессиональные строители не имеют никакого отношения. Я не знаю ни одной серьезной организации, таких как Главмосстрой, Моспромстрой, все организации Московского союза строителей, "Интеко", "Дон-Строй", "Крост", "Миракс Групп" и др., которые не обеспечили бы квартирами хотя бы одного дольщика по инвестиционной программе", приводят "Известия" слова Амбарцумяна. При этом, отметил замглавы департамента градостроительства, "я не думаю, что все из них мошенники... Скорее - люди, которые не научились считать. <...> Ведь на тех же инвестиционных проектах очень много финансовых компаний разбогатело. И дай им Бог здоровья, они правильно вели свое хозяйство. Но не всем дано быть нормальными инвесторами. Некоторая часть из них разорилась - и мы это сейчас наблюдаем".
На этой неделе "Московский Комсомолец" сразу несколько материалов посвятил строительству столичного метро. О том, как завершаются работы на станции "Международная", сообщает в номере от 3 июня Денис Беликов. "Станция получилась ладненькая", отмечает корреспондент "МК". "И, что нехарактерно для московского метрополитена, миниатюрная. Ведь изначально ветка "Деловой центр" - "Международная" замышлялась как мини-метро. Название ушло, но изначально запланированные размеры остались. Платформа короче обычной - 119 метров, а не 170. Высота ниже на метр. Правда, ширина станции обычная, и пути такие же, как и везде. Планируется, что по этой линии будут ходить четырехвагонные составы "Русич" (как по Бутовской линии). Но станция может принимать и обычные поезда. <...> Строение у нее типичное для метро - трехсводчатое. Иными словами, если смотреть на чертеж, изображающий станцию в разрезе, то мы увидим три кольца. Центральное - основной зал и два боковых зала, куда к платформам подходят поезда. Отделка многих станций московской подземки микширует эту закругленность, здесь она, напротив, подчеркивается. Словом, возьмите три трубки, положите их рядом, бок о бок, - и вы поймете, как выглядит "Международная"". "По прогнозам, станция в час будет пропускать 31-35 тысяч пассажиров. Для сравнения: через всем известную "Семеновскую" в час проходит 9 тысяч пассажиров", сообщается в материале.
Более развернутый материал о московском метрострое - в номере "МК" от 8 июня. Второе кольцо, развитие монорельса, использование Малого кольца
Кроме того, отмечает в материале Денис Беликов, "активно обсуждались и обсуждаются планы строительства других видов внеуличного транспорта. Трассы для которого так и просятся, чтобы их тоже замыкали в кольца. Одним из таких кольцевых маршрутов мог бы стать печально знаменитый монорельс". "Многочисленные неполадки и борьба с ними. Переносы открытия монорельса с месяца на месяц, а потом и с года на год. Запуск поездов "в экскурсионном режиме" по 50 рублей за поездку. Новые обещания открыть движение в обычном пассажирском режиме. На этот раз летом 2006 года. Может быть, это и произойдет. Может быть, линию монорельса продлят, как и планировалось, аж до метро "Ботанический Сад". Но о "монорельсовом кольце" сейчас уже никто не вспоминает. И без того эта история, к сожалению, превратившаяся в анекдот, слишком затянулась". Открытие пассажирского движения по Малому кольцу МЖД имеет больше шансов стать реальным, считает "МК". "Малое кольцо проходит и по тем районам, близко к которым метро не подбиралось... с ним соседствуют практически все городские автомагистрали. <...> Дальнейший путь до работы автолюбители проделывают по железной дороге, на шоссе пробок нет, в метро народу значительно убавляется. Все довольны. Так что современные разговоры об организации пассажирского движения на Малом кольце вполне оправданны. <...> Скорее всего, по Малому кольцу МЖД будут ходить пассажирские дизели. На данный момент на кольце предполагается открыть 10 пассажирских станций, оборудованных по последнему слову вокзальной архитектуры: c туалетами, эскалаторами и лифтами для инвалидов, внеуличными переходами и даже движущимися пешеходными дорожками, если от остановки поезда до метро достаточно большое расстояние - 100-300 метров. Вот список первоочередных станций: Владыкино, Ботанический Сад, Черкизово, Шоссе Энтузиастов, Дубровка, Площадь Гагарина, Кутузовская, Сити, Хорошево, Войковская. Они могут заработать уже в 2007 году. Правда, сроки эти (как и все остальные, упомянутые в статье) тоже относительные".
Но не опасно ли такое активное строительство крупных подземных объектов недалеко от центра города? Риск есть, уверен
Проблеме провалов грунта в центре Москвы посвящены два материала Натальи Давыдовой в "Известиях" (от 5 и 6 июня). Газета ссылается на мнение профессора Российского геолого-разведочного университета, член Тоннельной ассоциации России Евгения Пашкина, по словам которого "из-за искусственного осушения грунта Российская государственная библиотека и станция метро "Кропоткинская" пошли трещинами". "Причина деформации "Кропоткинской" кроется в депрессионной воронке, образовавшейся в центральной части города из-за откачки подземных вод при строительстве и эксплуатации метрополитена. В нее попадают: территория Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Пречистенский бульвар, Арбат, станции метро "Кропоткинская", "Арбатская", "Боровицкая"", сообщают "Известия". Проблема - в понижении уровня грунтовых вод и образовании пустот. "Собственно, вся Москва стоит на огромной депрессионной воронке. Из ее земных недр только за период с 1938 по 1958 год было выкачано около 2,4 млн кубометров воды, что в 6 раз превышает объемы питания водоносных горизонтов. <...> Конечно, кроме специалистов никто о созревающих внизу пустотах не догадывается. Зато конечный результат виден всем: провал, деформация зданий. На Пречистенском бульваре, Остоженке, Волхонке, Арбате такие провалы появлялись не раз - и на открытой территории, и под зданиями. Но сегодня возникла новая опасность: разрушительные подземные процессы в центральной части города коснулись и подземных сооружений".
Профессору Пашкину возражает начальник столичного метро Дмитрий Гаев, интервью с которым также публикуют "Известия". "Заявить можно все что угодно. Подобные заявления должны подтверждаться: конкретными фактами, геофизическими замерами. Вот я подтверждаю свои слова тем, что отвечаю за безопасность перевозки людей. И если в метро происходят деформации, мне становится о них известно достаточно быстро. Пути на станции "Кропоткинская" и на перегоне от "Библиотеки им. Ленина" до "Парка культуры" Сокольнической линии (станции, между которыми размещается "Кропоткинская". - "Известия") находятся на своих отметках. Деформации пути, просадки пути мы там не наблюдаем", подчеркнул Гаев.
Вернувшись из подземного пространства обратно на поверхность, стоит обратить внимание на еще один интересный проект - не строительства, а реконструкции. "Во Всероссийском выставочном центре (
Интересна сама технология перевозки павильона: "Специально для транспортировки будет построена огромная надувная платформа на воздушных подушках. Сделав под "Москвой" подкоп, строители подведут резиновые сваи. Затем их накачают воздухом, подняв весь павильон на полметра, погрузят все на платформу и медленно повезут к новому месту обитания. Переезд "Москвы" планируют осуществить до конца лета, а уже в ноябре-декабре павильон вновь откроют для посетителей. Правда, отныне он станет не торгово-выставочным, а целиком музейным. Приблизительная стоимость работ по перевозке павильона - 8 миллионов рублей", сообщает "Труд".