ИА REGNUM: Г-н Ализаде, прокомментируйте, пожалуйста, события в азербайджанских провинциях Ирана, имеющие место после скандальной публикации 12 мая антиазербайджанских карикатур в газете "Иран".

Вы знаете, я очень осторожно отношусь к событиям вокруг Ирана. Как известно, эта страна находится в состоянии серьезнейшего противостояния с США. Мировые СМИ контролируются куда больше американцами, чем иранцами. Идет глобальная информационная война, в которой противники дискредитируют друг друга, как только могут. Думаю, что оба утверждения - в Иране все спокойно, и все под контролем властей, или, напротив, что там происходит ниспровергающая основы общества революция - в одинаковой мере далеки от истины. Как бы кому-то этого ни хотелось, полного спокойствия, или, напротив, революционной ситуации там нет. При этом очевидно, что власти этой страны имеют на сегодня достаточный потенциал для пресечения любой внутренней угрозы. Больше того, как противник всяческих революций и убежденный сторонник эволюционного пути общественного развития, скажу, что, к сожалению, иранские власти пока не идут на реформы, и это усиливает напряженность в стране.

ИА REGNUM: То есть в принципе вы допускаете возможность эволюционных изменений даже в закрытом обществе, но не видите этого в данном конкретном случае?

Почему же? И закрытые общества могут порой в той или иной степени приоткрываться. Вспомните, как во времена экс-президента Ирана Мухаммеда Хатами начались какие-то либеральные подвижки. Приход ультраконсерватора Махмуда Ахмадинеджада как раз-таки является реакцией консервативных исламистских кругов, которые, испугавшись реальных перемен, решили закрутить гайки потуже. Не удивляет, что в ответ они сейчас получили реакцию общества, выраженную в форме межэтнического конфликта.

ИА REGNUM: А почему вы считаете силовой и прочие потенциалы иранских властей достаточными для ликвидации любых нежелательных для них тенденций?

По двум причинам. Во-первых, несомненно, что исламская идеология является объединяющей и цементирующей это общество. Во-вторых, в Иране явно наличие авторитарного режима с практически неограниченной властью, со всеми необходимыми для этого силовыми атрибутами и вытекающими из данных факторов последствиями.

ИА REGNUM: Из чего автоматически следует, что нынешние события ничем хорошим для азербайджанцев Ирана не закончатся...

Давайте не будем забывать, что Тебриз, где начались волнения - хоть и один из ключевых, но, тем не менее, все-таки провинциальных городов Ирана. Это не столица страны - Тегеран, где сосредоточена значительная часть экономического и человеческого потенциала страны. Другое дело, как власти воспользуются своим огромным потенциалом, как они будут стараться выходить из положения. Хочется думать, что первые их шаги были достаточно правильными. Они признали значительную часть требований протестующих тебризских студентов справедливыми, закрыли газету, допустившую оскорбления в адрес азербайджанцев, арестовали ее редактора и сотрудников, разжигавших межэтническую рознь. Эти меры должны были снизить накал страстей. Но если и дальше найдутся любители ловить рыбу в мутной воде, то они столкнутся с репрессиями, неизбежными, исходя из сути нынешнего режима. Или же, в лучшем случае, будет иметь место другой, более цивилизованный, но не менее уничтожающий механизм.

ИА REGNUM: У вас, наверное, припасены соответствующие примеры...

Да, и в подтверждение мысли напомню вам один случай. Года четыре назад, во времена правления нынешнего экс-президента Мухаммеда Хатами, студенты тегеранского университета вышли с требованиями проведения властями назревших либеральных реформ. Их сначала было 50, потом 100 тысяч. В ответ исламисты вывели на улицы полмиллиона своих сторонников. Насколько я знаю, большая часть из нескольких миллионов азербайджанцев, живущих в Тегеране, - достаточно космополитической столице Ирана - адаптировалась, интегрировалась в общество этой страны и в определенной степени утратила национальные черты. Мне не верится, что такие люди могут выйти на улицы с требованием объявления частично позабытого ими азербайджанского языка государственным.

И еще один важный момент. В Баку некоторые забывают, что в течение многих лет иранское государство возглавляет этнический азербайджанец Али Хаменеи. В руководстве этой страны имеется на значимых постах много и других азербайджанцев, представителей этноса, который является одной из двух основных сил, создающих в течение столетий мощь иранского государства. И это прекрасно видят все рядовые граждане страны. Исходя из сказанного, становится очевидным, что к ситуации в Иране нельзя подходить однозначно, так как это неминуемо приведет к серьезнейшим ошибкам в оценке происходящих там процессов. В особенности, в определении возможных перспектив их развития.

Зардушт Ализаде - азербайджанский политолог