25 мая пущен в эксплуатацию нефтепровод Атасу-Алашанькоу-Душаньцзы, связавший Китай с нефтяными месторождениями Казахстана. Протяженность нефтяной магистрали превышает 960 километров.

Как сообщает Синьхуа, объем инвестиций в строительство экспортной ветки до границы с КНР протяженностью составил $700 млн. Общая стоимость проекта оценивается в $3 млрд. По новому трубопроводу планируется прокачивать ежегодно до 20 млн. тонн каспийской нефти, которая будет перерабатываться в Синьцзян-Уйгурском районе и провинции Ганьсу (Китай). Уже сегодня первый поток нефти достиг Китая - на приграничную станцию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Отсюда проложена 250-километровая ветка до нефтеперерабатывающего завода. Ориентировочная мощность первой очереди составляет 10 млн. тонн нефти в год - это столько же, сколько Россия поставляет в Китай по железной дороге.

Отметим, что Казахстан продолжает рассматриваться основной страной-поставщиком нефти, которая может в перспективе присоединиться к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, пролегающим от Каспия через Азербайджан в Грузию и Турцию. Вместе с тем, страны ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) добиваются присоединения Астаны к проекту Одесса-Броды-Гданьск. Однако, как отмечают аналитики, наладив экспорт нефти на безразмерный китайский рынок, Казахстан без особой активности будет относиться к перспективе подключения к альтернативным российским поставкам углеводородов на европейский рынок.