Только менее 1/3 некоренного населения Таджикистана владеют государственным таджикским языком. Об этом шла речь на круглом столе "Анализ ситуации по проблеме изучения таджикского языка в нетаджикоязычных общеобразовательных школах Таджикистана и перспективы создания учебника", состоявшегося сегодня, 24 мая, в Душанбе, сообщает корреспондент ИА REGNUM. На круглом столе было презентовано социологическое исследование на данную тему. Директор Общественного Фонда "Панорама" Татьяна Бозрикова и автор данного исследования сообщила, что из числа представителей других национальностей в Таджикистане только 30,3 процента свободно владеют таджикским языком. "Естественно, эта проблема требует пристального внимания к себе, как со стороны исследователей, так и со стороны практиков. Поэтому основная цель данного исследования заключалась в оценке потребности по разработке учебника таджикского языка в качестве неродного на основе проведения ситуационного анализа состояния изучения таджикского языка в общеобразовательных школах Таджикистана", - сказала она.

Татьяна Бозрикова счиает, что только менее 1/3 учащихся среднеобразовательных школ могут свободно общаться и писать на таджикском языке. "А среди учащихся русской национальности этот показатель еще ниже - всего около 12 процентов. Среди узбеков этот показатель равен 30 процентам, среди самих таджиков, обучающихся в школах с русским языком обучения эта цифра равна 45 процентам. Среди других категоррий нетаджикского населения Таджикистана количество умеющих общаться и писать на таджикском языке гораздо выше - среди русскоязычного населения 26 процентов, среди узбеков 30 процентов. Среди факторов, которые способствуют усвоению таджикского языка на первом месте, к сожалению, стоят не уроки таджикского языка в школе, а общение с друзьями и соседями. Этим способом более 80 процентов некоренного населения Таджикистана освоили таджикский язык" - добавила Бозрикова.

Среди проблем изучения таджикского языка Бозрикова основными считает необеспеченность учебниками и их качество, отсутствие словарей, методических материалов, отсутствие внеклассной работы и качественный состав преподователей. "Хочу подчеркнуть, что в Таджикистане отсутствует методики обучения таджикскому языку в качестве неродного языка. В этой связи можно назвать и еще одну причину - это неоднородный состав учащихся в классах с русским языком обучения, когда дети из таджикских, русских, и иных национальностей с разным уровнем знания таджикского языка обучаются вместе", - сказала она. "Для решения этой проблемы мы предлагаем ряд рекомендаций: прежде всего, для проекта по разработке учебника таджикского языка. Естетственно, проблема обеспеченности учебников стоит остро для всех классов - от младших и до самых старших. Но самое сложное положение сложилась с учебниками для 10 и 11 классов. Поэтому, на наш взгляд, необходимо прежде всего наладить издание учебников именно для этих классов. Кроме того, необходимо определиться со стандартом государственного языка для нетаджикоязычных школ и инициировать дискуссию среди специалистов и преподователей о методике преподования таджикского языка в школах с нетаджикским языком обучения. Ведь сейчас сложилась ситуация, когда разные дети русской национальности, разговаривая на таджикском языке, не могут понять друг друга. Так как, они научились таджикскому языку у соседей и друзей, которые представляют различные регионы Таджикистана и, соответственно, различные диалекты этого языка" - сказала Татьяна Бозрикова, передает корреспондент ИА REGNUM.