Интервью министра иностранных дел Южной Осетии Мурата Джиоева ИА REGNUM

ИА REGNUM: Г-н Джиоев, Грузия приступила к правовому анализу Дагомысского соглашения, на основании которого в зоне югоосетинского конфликта находятся Смешанные миротворческие силы. Как Вы прокомментируете это решение грузинской стороны?

Дагомысское соглашение было заключено по всем нормам международного права. Это международный документ, на основании которого на протяжении 14 лет у нас проходит процесс урегулирования, в том числе и миротворческая операция, которая себя полностью оправдала. С политико-правовой точки зрения в этом документе все соответствует нормам международного права, то есть любые попытки пересмотра данного документа можно расценивать только как политическую позицию грузинского руководства.

ИА REGNUM: Известно, что ранее Грузия неоднократно высказывалась за расширение формата переговорного процесса...

Подобные "шараханья" грузинского руководства мешают нормальному процессу урегулирования. То Эргнетский рынок (перекрытие грузинской стороной оптового рынка на границе Южной Осетии и Грузии летом 2004 года - ред.), то нам навязывают удобрения, а потом говорят о расширении формата переговорного процесса. Все эти действия лишь препятствуют процессу мирного урегулирования. Тот формат, который работает, который себя оправдывает, не нуждается в расширении. Необходимо лишь то, чтобы стороны выполняли бы взятые на себя обязательства.

ИА REGNUM: Грузия намерена подключить к процессу урегулирования НАТО. В частности, об этом говорит министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили. Как Вы смотрите на подобную перспективу?

Я еще раз повторяю, действующий формат переговорного процесса не нуждается в подключении кого бы то ни было, тем более, международных структур типа НАТО. В переговорном процессе в качестве международной структуры представлено ОБСЕ, Евросоюз участвует в реализации экономических проектов, УВКБ ООН участвует в решении вопросов беженцев и вынужденных переселенцев, и в другом формате нет никакой необходимости. А то, что о процессе урегулирования столько говорит министр обороны Грузии, который вмешивается в политику, уже говорит о самом отношении Грузии к процессу урегулирования.

ИА REGNUM: Наконец, создана рабочая группа по выработке совместной программы урегулирования грузино-осетинского конфликта. Окажет ли она содействие в решении вопросов?

Предложение по созданию совместной рабочей группы по выработке программы урегулирования грузино-осетинского конфликта было озвучено в декабрьских инициативах нашего президента, и создание группы мы считаем большим позитивом. Будем надеяться, что деятельность группы внесет вклад в дело мирного урегулирования, и действительно будет разработана и задействована программа, которая устроит все стороны, а не односторонняя программа, которую грузинская сторона периодически представляет Западу. Эти программы противоречат друг другу и реально не работают на урегулирование. Совместная же программа - шаг вперед к процессу урегулирования.

ИА REGNUM: Есть ли у югоосетинской стороны свои предложения, которые она представит в рамках данной рабочей группы?

Предложения давно нами озвучены. Практически те же направления были озвучены и президентом Грузии на генеральной сессии ООН. Это последовательное решение трех важнейших направлений: восстановление мер доверия, гарантии безопасности, экономическое восстановление и на этом фоне плавный переход к политическим взаимоотношениям между Южной Осетией и Грузией.

ИА REGNUM: Грузия отказалась подписать документ о неприменении силы и гарантиях безопасности. Как Вы расцениваете данный факт?

Конечно, данный факт заставляет задуматься. Отказ подписать документ о неприменении силы говорит о многом. Прежде всего, о том, что грузинская сторона не исключает вариант силового решения конфликта. На это мы неоднократно обращаем внимание международного сообщества и тех стран, которые вооружают Грузию, и которая может использовать это оружие против Южной Осетии.