Презентация специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина "Права человека и модернизация российского образования" состоялась 15 мая в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Доклад посвящен анализу проблем реализации конституционного права граждан России на образование в контексте осуществляемой реформы образования.

Главной проблемой российского образования, по мнению Уполномоченного, является его хроническое недофинансирование. Если в 2000 году расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли 2,8 процента ВВП, то в 2005 году они увеличились практически до 4 процентов. Между тем в развитых странах на образовательную сферу выделяется не менее 5,3-5,5 процента, а в Японии, Южной Корее и Китае - 15-25 процентов ВВП.

"Можно констатировать, что государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества", - говорится в докладе. В качестве последствий этого Уполномоченный указывает на дефицит педагогических кадров, не всегда высокую квалификацию преподавателей, неудовлетворительный уровень материально-технической оснащенности образовательных учреждений. "В сложившейся ситуации преподаватели имеют, существующий уже более 10 лет, совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. Уже осуществленное в 2005 году повышение заработной платы на 20 процентов и даже запланированное к 2008 году ее повышение в два раза не представляется достаточным. По всей видимости, при сохранении прежних параметров, отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования", - констатирует Уполномоченный по правам человека.

В целом участие государства в обеспечении образовательных прав граждан снижается, отмечается в докладе, "назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании".

Особое внимание в докладе уделено проблеме коррупции в образовательной системе. "Для того чтобы переломить ситуацию, требуются последовательные жесткие и бескомпромиссные меры административного и дисциплинарного характера. Установленные коррупционеры и взяточники должны подвергаться уголовному преследованию. Особое внимание следует при этом уделить элитным школам и университетам, где коррупция принимает зачастую особенно широкий размах, а взятки исчисляются тысячами и десятками тысяч долларов. Ясно, однако, что проблему коррупции в системе образования не решить одними только мерами устрашения или даже энергичной кампанией нетерпимости к этому социальному злу. Вся система образования должна быть перестроена таким образом, чтобы по возможности исключить или хотя бы минимизировать условия для существования "теневого" рынка образовательных услуг. В связи с этим искоренение коррупции в системе образования можно рассматривать как одну из задач ее модернизации. Только так можно реально защитить конституционное право граждан России на образование", - подчеркивается в докладе Уполномоченного.

Одним из способов оздоровления ситуации в образовательных учреждениях всех уровней, по мнению Владимир Лукина, могло бы стать введение института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса, подобного тому, который уже сейчас действует в некоторых вузах, в частности в МГИМО(У), в ряде школ Москвы и других регионов. Подобный Уполномоченный мог бы выступать посредником в случае разрешения конфликтных, спорных ситуаций, возникающих между учащимися, их родителями, преподавателями и администрацией, полагает Лукин. Вместе с тем это был бы дополнительный способ общественного контроля над учебными заведениями, их деятельностью, непосредственно процессом обучения.

В докладе Федерального Уполномоченного по правам человека немало места уделено проблеме преподавания религии в общеобразовательных учреждениях. Упомянув о том, что в образовательных учреждениях некоторых субъектов Российской Федерации нередко вводится преподавание "религиозных предметов" ("Основы православной культуры", "Основы мусульманской культуры" и так далее), Владимир Лукин подчеркивает, что Конституция Российской Федерации и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", устанавливают светский характер государства, а также государственной и муниципальной школы. "Это со всей очевидностью указывает на недопустимость обязательного преподавания "религиозных предметов" как совокупности знаний и представлений с точки зрения только одной конкретной церкви с целью формирования у школьника определенной конфессиональной ориентации с неизбежным и вполне определенным отношением к иным религиям и мировоззренческим взглядам, - говорится в докладе. - Руководствуясь такой же логикой, государство считает, например, невозможным преподавание в государственных и муниципальных школах атеизма". "Рассказывать учащимся государственных и муниципальных школ о религиях должны историки, культурологи и религиоведы, а не служители культа", - подчеркивает Лукин и высказывается в поддержку создания и внедрения в практику в качестве базового для школ специального учебника "Мировые религии", имеющего научный и светский характер.

В докладе констатируются многочисленные нарушения принципа общедоступности и бесплатности образования на всех уровнях образовательной системы. Так, при увеличении в последнее время рождаемости происходит сокращение сети дошкольных образовательных учреждений, перевода их на платную основу или перепрофилирования, что ведет к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко "теневой" платы за предоставление определенных услуг. "В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования", - говорится в докладе Уполномоченного.

"Такое же положение существует и при приеме в младшие и старшие классы общеобразовательных учреждений. Между тем использование при приеме в общеобразовательные учебные заведения конкурсов, собеседований и разного рода "самопальных" тестов, равно как и введение платы, например, под видом "спонсорского взноса", - есть прямое нарушение норм российского законодательства", - отмечает далее Владимир Лукин.

В докладе Уполномоченного также констатируется, что, вопреки закрепленному в российском законодательстве принципу обязательности основного общего образования, растет количество детей, не посещающих школу и соответственно остающихся полностью или частично неграмотными. Согласно существующим экспертным оценкам, уже сегодня в России насчитывается никак не меньше двух миллионов неграмотных детей. В самом лучшем случае многим из них уготована незаслуженно тяжелая судьба".

Страдают в сложившейся ситуации и дети-инвалиды, дети-сироты и некоторые другие категории социально незащищенных граждан, обучение которых в образовательных учреждениях требует дополнительных затрат. По данным Уполномоченного по правам человека в РФ, уже на этапе вступительных экзаменов администрации вузов порой осознанно изобретают неформальные преграды для молодых людей этих категорий. "Уполномоченный полагает возможным ввести, в частности, меры поощрения руководителей тех образовательных учреждений, которые создают равные условия для реализации прав всем без исключения категориям граждан. Помимо этого, совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации предлагается организовать "горячую линию" (телефон доверия) по вопросам приема в образовательные учреждения различных уровней, провести информационно-разъяснительную работу с населением о существовании такого способа защиты от неправомерных действий и организовать работу профильного подразделения по восстановлению нарушенных прав граждан и пресечению подобной практики ущемления прав в образовательной сфере", - говорится в докладе.

Констатируя идущий по всей стране процесс сокращения бюджетных мест и коммерциализации обучения в государственных вузах, Владимир Лукин указывает на необходимость развития системы образовательного кредита и, в частности, ее государственной поддержки для обеспечения доступности кредита по аналогии с ипотечным кредитованием.

Касаясь вопросов реформирования образовательной системы России, Уполномоченный по правам человека, со своей стороны, отмечает ряд существенных недоработок, ведущих к нарушениям прав граждан на образование. В частности, говорится в докладе, "с учетом невысокого уровня благосостояния многих российских семей замена обязательных и бесплатных образовательных услуг на факультативные и платные (как результат сокращения, по новым образовательным стандартам, учебной нагрузки на 25% - прим. ИА REGNUM) в настоящее время недопустима. Вряд ли оправданна и планируемая замена сметного финансирования образовательных учреждений нормативным. Принцип нормативного финансирования успешно используется во многих европейских государствах. Однако в случае полного следования финансовых средств за конкретным учеником, как это предполагается в нашем государстве, переход на нормативное финансирование может повлечь за собой закрытие школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений с малым количеством учеников".

Весьма осторожны и далеки от восторга и оценки, которые Уполномоченный по правам человека в РФ дает системе ЕГЭ. По его мнению, "в том виде, в котором он предложен Министерством образования и науки Российской Федерации, проект выглядит недостаточно подготовленным и, что особенно важно, не вполне понятным для общества". В частности, отмечается в докладе, обеспокоенность специалистов вызывает непригодность тестов для оценки мышления, аналитических и творческих способностей человека.

"При введении ЕГЭ должна сохраняться добровольность его выбора не столько вузом, сколько непосредственно самими учащимися, как возможного способа итоговой аттестации и перехода на следующую ступень обучения", - подчеркивается в докладе.

Уполномоченный также высказывает опасения в связи с проектом изменения статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений на автономные учреждения (АУ) и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (Г(М)АНО). По мнению Лукина, в результате этого может сложиться ситуация, при которой такие законодательно закрепленные на данный момент гарантии, как отсрочка от призыва на военную службу, сохранившиеся налоговые льготы, пенсия за выслугу лет для педагогов и некоторые другие, будут просто упразднены, и наоборот, более чем вероятной станет приватизация новых образовательных учреждений - АУ и Г(М)АНО. В результате под угрозой могут оказаться права участников образовательного процесса, что станет нарушением части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, прямо запрещающей издавать законы, каким-либо образом умаляющие или отменяющие права и свободы граждан, предупреждает Уполномоченный.

Отмена многих государственных гарантий и льгот тяжело ударила по возможности граждан реализовывать свои образовательные права, отмечается в докладе Владимира Лукина. "Многие образовательные учреждения находятся на грани самоликвидации или же резкого повышения цен за свои образовательные услуги. Понятно, что от подобных фискальных мер страдает, прежде всего, контингент обучающихся в этих учебных заведениях, - говорится в этом документе. - Уход российских властей от финансовой поддержки образования наносит непоправимый урон этой отрасли, толкает ее в сторону приватизации и коммерциализации образовательных услуг, а опосредованно - к нарушению прав человека".

В качестве одной из мер, смягчающих остроту ситуации, Уполномоченный предлагает введение моратория на лишение образовательных учреждений налоговых льгот как дополнительной гарантии их благополучного существования и выполнения своей основной социальной функции - предоставления молодежи равного доступа к образовательным услугам.

В заключение доклада Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации предлагает следующие рекомендации:

- внести поправки в Налоговый кодекс РФ, предусмотрев введение единого образовательного налога с доходов физических лиц в размере 1 процента. Наряду с этим, отмечает Лукин, необходимо предусмотреть категории лиц, освобождающихся от уплаты налога. По мнению Уполномоченного, единый образовательный налог составит около 33 млрд рублей, что позволит увеличить расходы федерального бюджета на сферу образования не менее чем на 20 процентов (на 2006 год бюджетные ассигнования на образование запланированы на уровне 206 млрд рублей). Как полагает Лукин, стоило бы, возможно, подумать о четком целевом использовании средств единого образовательного налога, например, на повышение оплаты труда работников образования (в 2006 году на эти цели ассигновано 98,5 млрд рублей); - разработать и ввести систему налоговых льгот для спонсоров и инвесторов учебных заведений;

- внедрить программу образовательных кредитов для молодежи;

- внести поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании", устанавливающие категории граждан, которым предоставляются льготы для поступления в высшие учебные заведения на бюджетные места. В частности, к таким категориям граждан, могут быть отнесены дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, дети из сельской местности; участники боевых действий, лица, прошедшие военную службу по призыву и контракту; лица, пострадавшие от террористических актов. Таким образом, речь идет о восстановлении в несколько модернизированном виде существовавшей ранее системы льгот для поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения. "Мы намерены настаивать на этом", - подчеркнул Уполномоченный в ходе презентации доклада. Для подростков из малообеспеченных семей, по мнению Владимира Лукина, нужно предусмотреть бесплатное обучение на подготовительных курсах и расширить внеконкурсный прием в вузы победителей олимпиад и других категорий граждан с высокими творческими достижениями;

- ввести в государственные образовательные стандарты высшего, среднего специального и общего образования дисциплину "Права человека", а также курс обучения основам российской Конституции, как предметы, обязательные для изучения. "Введение таких курсов будет способствовать повышению правовой культуры молодого поколения, утверждению в сознании российских граждан ценности прав человека как важнейшего приоритета государственной политики России", - отмечается в докладе;

- создать так называемую "ярмарку вакансий" на всей территории России посредством разработки единого реестра требуемых специальностей и вакансий для претендентов, что позволит абитуриентам иметь информацию о востребованности той или иной специальности и вакансиях по всей стране;

- определить перечень вузов, которые будут получать государственный заказ на подготовку специалистов. Обучение в этих учебных заведениях осуществлять за счет бюджетных средств. В остальных вузах вести обучение на коммерческой основе;

- довести в ближайшее время реальное ежегодное государственное финансирование образования до объема 6-8 процентов ВВП, по примеру европейских государств;

- внедрить практику, в соответствии с которой все нормативные акты, регулирующие вопросы образовательной сферы, на этапе их разработки и принятия наряду с установленными законом процедурами проходили бы общественное обсуждение. "Это будет способствовать вовлечению в процесс реформирования тех общественных институтов, которые действительно заинтересованы в совершенствовании образования в нашей стране. К ним можно отнести и самих обучающихся, объединения родителей, работодателей, представителей средств массовой информации, экспертные сообщества", - отмечает Уполномоченный.